НЕ СУДИ, ДА НЕ СУДИМ БУДЕШЬ: КАКИМИ МЫ ВИДИМ ЛЮДЕЙ?
Когда я писала о вреде сравнения себя с другими, в мозгу постоянно свербила еще одна мысль — как мы видим людей? Вот мы себя все время сравниваем с тем или иным человеком, но насколько объективно мы его-то оцениваем? В голове всплывают самые разные крылатые фразы и выражения — вроде «пускать пыль в глаза», или «люди не те, кем кажутся», или даже смешное «сзади пионерка, а спереди пенсионерка».
Сравнение себя с другими всегда подразумевает какое-либо оценочное суждение о человеке. И здесь нас всегда подстерегает одно но — на самом деле мы всегда сравниваем себя с неким образом, который есть у нас в голове, со своим представлением о человеке. Причем в подавляющем большинстве случаев — весьма далеком от реальности. Всякий из нас когда-либо ошибался в людях. И даже больше скажу — почти всегда мы ошибаемся в людях! Так какой смысл тогда себя с ними сравнивать?
Часто вспоминаю историю, как приятельница, с которой мы вместе гуляли с детьми, однажды поделилась своими наблюдениями. Знаешь, говорит, муж у тебя, конечно, строгий. Я в удивлении — с чего ты взяла вдруг? А она — каждый раз, когда я встречаю его на улице и здороваюсь, он смотрит на меня так внимательно и сурово, прежде чем ответить. Я очень веселилась, а потом открыла ей глаза на правду — муж мой просто очень сильно близорук и пытается рассмотреть, кто с ним поздоровался!
Другая история случилась уже со мной. Я смотрела на одно прекрасное семейство и непрерывно умилялась — чудо как хороши, и родители, и дети! Такой веселый энергичный папа, такая скромная и милая мама-красавица, такие воздушные детки… Мне казалось, что я против них как кусок навоза, нечто грубое и находящееся где-то на нижней ступени развития. А моя семья пример неправильного воспитания и вообще! А потом жизнь нас случайно свела с мамой этого семейства, и я была потрясена, насколько все иначе. И тогда же обогатилась гениальной формулировкой, которую выдала эта прекрасная женщина — снаружи все не так, как внутри. В одном я не ошиблась — мама семейства оказалась действительно замечательной. Но при этом совершенно не такой, как я себе представляла. Как, впрочем, и все семейство.
Однажды от прекрасного священника и мудрого человека я услышала мнение, что вообще надо стараться никаких оценочных суждений о человеке не выносить — ни хороших, ни плохих. Слишком велика вероятность ошибиться. Потому что, какой человек есть на самом деле, что двигает им, что он чувствует, о чем думает, знает только Бог — и отчасти сам человек. В итоге если мы хотим сохранить объективность, то можем оценивать только поступок, но не человека, который его совершил. Именно об этом говорится — «осудить грех, но не согрешившего».
Впрочем, и оценка поступка может ли быть объективной по-настоящему? Даже, когда мы узнали человека лучше, даже, когда мы знаем его много лет и думаем, что нет в нем уже для нас тайны. Я знаю мужа бОльшую часть своей жизни, мне кажется, что мы даже думаем в унисон, и все же временами я понимаю, насколько много скрыто от меня того, что известно только Богу и, может быть, самому мужу. Я уж не говорю о детях — то и дело открываются все новые и новые горизонты, так что причины каждого поступка приходится рассматривать со всех сторон.
О чем тогда говорить в плане людей не таких близких? Совсем недавно я разговорилась с человеком, жизненную историю которого видела всегда только с одной стороны. И все казалось таким понятным, таким прозрачным, что даже и осуждение вроде было не совсем осуждением… Ну он же неправ явно! Но в процессе серьезного откровенного разговора, да и с расстояния в полтора десятка лет, все оказалось не так просто и однозначно. Вот и думай потом о своей объективности и жалей об огульном осуждении. Жизнь-то показывает, что о любом осуждении будешь потом жалеть, даже и о невинной на первый взгляд сплетне.
Уж лучше в обратную сторону ошибиться, честное слово: подумать о человеке слишком хорошо. Да, с житейской точки зрения — это неудобно, зато с духовной — куда спокойнее. По крайней мере, не осудил лишний раз.
В одном недавно прочитанном романе попалось описание страданий персонажа от того, что его не принимает некая компания. Должно быть, они слишком умны для него, а он для них слишком прост и примитивен. А со временем выяснилось, что в свою очередь компания думала, что он слишком серьезен и закрыт, даже загадочен, и не навязывалась. Типичный случай. Чего далеко ходить — вспомните хоть знаменитый роман «Гордость и предубеждение»! Такое случается с нами буквально каждый день, каждый час. Недоразумения, необъективность, надуманность — вот что отличает большинство человеческих отношений.
И это осознание крайней необъективности наших оценок должно сделать нас особенно трепетными по отношению к другим людям. Удержать нас не только от прямого осуждения человека, но и вообще от оБсуждения. Кто мы такие, чтобы читать человеческие сердца, какое имеем на это право? Слова святого Амвросия Оптинского тут особенно кстати: «Знай себя, и довольно с тебя». Тем более в преддверии Великого поста самое время забыть об окружающих и обратиться к своим проблемам.
Источник: Матроны.RU
- Просмотров: 6175
Отправить комментарий