Инфантилизм: негласная добродетель или болезнь современности? Пути взросления в современном мире
Они существовали всегда – взрослые, не желающие взрослеть. Но именно сейчас пришло их время – время, когда миллионы жизней проходят за компьютерной игрой или в разъездах по миру за футбольной командой. В Америке таких называют «кидалты» – «взрослые дети» (от англ. kid – ребенок и adult – взрослый), любящие игры, не желающие обзаводиться семьей, одетые, как подростки. В Италии – бомбоччиони, до седых волос живущие с родителями, которые стирают им одежду и заправляют постели.
Но инфантильность – не заграничная болезнь. Многие из нас ходят с ее симптомами.
Будьте, как дети?
Инфантами (от лат. infans – дитя), как известно, называли испанских принцев и принцесс. Что, собственно, плохого быть похожими на них? Сегодня люди, не желающие взрослеть, отвечать за что-то, выполнять свои обязательства, трудиться в поте лица, заводить семью, не являются аутсайдерами. Кидалтами называют себя миллионы людей (в 2007 году только в США к ним причисляли себя 7 млн. человек). Они, как правило, вполне благополучны, работают в каком-нибудь офисе, не стесняются своих подростковых пристрастий – все свободное время играть в компьютерные игрушки, тратить заработанное на «прикольные прибамбасы», быть вольными птицами и не думать о будущем. Кидалты уверяют, что они, живя по законам детства, протестуют против скучного взрослого мира.
На самом же деле, считает Андрей Копьев, кандидат психологических наук, профессор МГППУ, они, как и многие, путают инфантильность и детскость: «Это примитивное, плоскостное представление: либо ты инфантил — либо ты скучный прагматик. На самом деле важно не быть инфантильным, но сохранять хорошие детские черты — оставаться восприимчивым к жизни и к людям, творческим, искренним, сохранять радость, хорошую непредсказуемость — то, что делает жизнь живой».
Есть мнение, что именно в наши дни инфантилизм расцвел. Можно ли сказать, что двадцать лет назад инфантильных людей было меньше?
Священник Андрей Лоргус: «Нет, двадцать лет назад таких людей не было меньше. Коммунистическая идеология инфантилизировала наше общество. Не было необходимости самостоятельно мыслить, брать ответственность за свою жизнь. Советское государство боялось хозяина, лидера, самостоятельного мужчину, ответственного за свой двор, улицу, город. Ему нужны были послушные, инфантильные граждане, которым не надо принимать самостоятельные решения, которым все подадут.
К сожалению, и сегодня инфантильность остается негласной добродетелью. Главное, чтобы человек брал кредиты, дрожал за работу, соцпакет, боялся пришельцев. Таким человеком проще управлять. Продолжается вырождение хозяина, самостоятельной фигуры, прежде всего мужской».
Детский (восторженный, удивленный и любопытный) взгляд на мир совсем не плох. Непосредственность, тот самый чистый и детский восторг – положительная черта. Безответственное же отношение к жизни на фоне детского поведения взрослого человека, этакое шутовство – это достаточно отрицательная черта характера.
Проявление наивного подхода (как детскость) в быту, в политике и т. д. – это всё психология инфантильности. «Кто я?», «Что я могу?», «Что я смею?», «Что я умею?». Нельзя проделать работу взросления без возможности делать самостоятельный выбор и отвечать за него, рисковать и быть готовым за все платить.
Инфантильность (инфантилизм) – это, вообще-то, заболевание. Но в жизни часто инфантильность, которой страдает более половины взрослого населения, – никакая не болезнь. Она происходит от лени, глупости, чего угодно. Взрослые люди начинают вести себя как дети – стараются казаться глупее, чем они есть на самом деле. А в таком поведении, сходном с манерами, мировосприятием ребёнка, нет ничего хорошего.
Инфантильность – следствие нескольких комплексов: комплекс первый – «я не хочу расти», комплекс второй – «я боюсь ответственности», а ещё есть комплекс избалованности – когда человек привык, что все ему что-то должны. Но у инфантильности есть и другие грани: нежелание принимать возраст, стремление молодиться. Нельзя путать инфантильность с молодостью духа. Это совершенно не связанные понятия. Инфантильность – это не желание брать на себя ответственность и нагрузку взрослой жизни, это в некой степени эгоизм, не желание развиваться внутренне, уход от реальности.
Качество это приобретаемое – не врожденное. Развивается, чаще всего, от неправильного воспитания, и заражаемся мы им незаметно. Когда родители слишком оберегают своё дитя (даже если ему под 30 лет) от всяческих трудностей и ответственностей. Со временем это качество будет лишь набирать обороты, если человек сам не примет решение научиться справляться с проблемами самостоятельно. Если инфантильный человек обратился сам за помощью и осознаёт свой инфантилизм, то 70 % дела уже сделано. Далее ему надо лишь подсказывать.
Быть инфантильным взрослым... Это ужасно для любого человека. Но особенно мерзко это смотрится на мужчинах. С ними (внимание девушкам!) первое время может быть весело – некоторые из них много шутят, но стоит сразу понимать, что от серьезных отношений будут одни страдания.
Мужской инфантилизм выглядит более противно, потому что для мужчин это равносильно самоубийству. Девушки могут позволить быть себе инфантильными. Многие из них всю жизнь живут в песочнице под присмотром родителей, а потом мужа. И этот инфантилизм, чаще всего, не выливается в какие-то серьёзные проблемы. Только немногие девушки способны сами вылезти в реальную жизнь и чего-то в ней добиться. Может это прозвучит как дискриминация, но мужчина может полюбить девушку, у которой нет качеств, нужных для борьбы за существование (даже инфантильную). А девушка не сможет полюбить парня за просто так – только за то, что он такой милый, добрый, красивый и всегда улыбается. По законам общества, мужчина несёт на себе ответственность не только за себя, но и за свою жену, и ребенка, которых он обычно должен обеспечивать (Это волю Божию, данную первым людям, мы знаем уже с первых страниц Библии). Поэтому, от мужской безответственности могут пострадать сразу несколько человек. А женщина по стереотипам нашего общества, считается, может и должна быть слабее мужчины, как бы под его крылом, что уже позволяет некую инфантильность. Но это не говорит о том, что женская инфантильность – норма. Если такая дурочка останется в жизни без мужской поддержки – придётся ей несладко, а ещё хуже её ребенку, если таковой имеется.
Хотя, по большому счёту, тут пол не имеет значения. Важно самовоспитание и цели. Некоторые люди просто привыкают к тому, что всё делают за них. И девушки особенно в этом преуспевают. Типа: «сделай мне то-то и то-то за мои красивые глазки». Считаю, что женщины склонны к инфантильности в связи с той ролью, которую они исторически несут. Именно девушки выходят «замуж», именно девушки обычно это делают из материальных соображений. Именно они предпочитают быть содержанками. Мужчин-альфонсов не так уж и много.
Если исходить из того, что детей по большей части воспитывают женщины, то именно они виноваты в том, что выращивают инфантильных мужчин, которые потом бросают свои семьи. Из этого не следует, что женщины более инфантильны. Есть масса примеров того, как девушки грызут гранит (работают, получают 2 высших образования, бегают на курсы английского языка, пытаются успеть в спортзал и помогают родителям), а их молодые люди сидят на шее у родителей, ходят через раз в универ, предпочитая не работать, и плывут по течению. Согласимся, что таких «мужчин» слишком оберегают матери (с точки зрения воспитательного процесса это в корне неправильно)…
Проявления инфантилизма
Проявляется мужской инфантилизм по-разному. Вот, например, любимый женщинами мягкий мужской типаж – уступчивый, податливый, как Женя Лукашин из «Иронии судьбы». А ведь уступчивость, безвольность – это не природные свойства, а признаки все той же незрелости.
Объясняет психолог-консультант Ольга Красникова, помощник ректора Института христианской психологии, руководитель психологического центра «Собеседник»: «Человек с характером не рождается, он рождается с темпераментом, а характер формируется в течение жизни. Уступчивый – это не темперамент. Если я боюсь принимать на себя ответственность, я всегда буду искать, на кого ее свалить. Если что – потом есть, кого обвинить. И поиск виноватого – одно из ярких проявлений инфантильности».
Но это пример очевидный. А вот – неожиданный: вроде бы сильный, брутальный, но изменяющий жене, меняющий женщин субъект страдает той же незрелостью. Ольга Красникова: «Неумение устанавливать близкие отношения с одним человеком, постоянный поиск новых партнеров – яркий признак инфантильности». Еще распространенный тип – это алкоголик: он же ведет себя абсолютно как ребенок: ни за что не отвечает, не способен ни на какое принятие решений!
Бывают случаи более тяжелые. Например, когда мужчина бросает семью с ребенком-инвалидом. Это сродни подлости… Или если мужчина, у которого ребенок-инвалид, сидит и весь вечер играет в компьютерную игру вместо того, чтобы найти вторую работу, – вот это инфантилизм.
Главное и самое ужасное проявление инфантильности – когда человек не умеет любить, а умеет лишь быть любимым, т. е. способен любить только в ответ, подобно как ребёнок любит свою мать. Такой человек делает очень больно тем, кто его любит. Со стороны это выглядит как эгоизм, но проблема лежит глубже.
Инфантильность ассоциируется с потерянной целью. Отсутствие цели, как таковой. И корни этому лежат ещё в детстве. А всё из-за того, что родители пытаются убить личность в ребёнке, требуя подчинение. Если не подчиняется – применяется сила. Дитя живёт в атмосфере постоянной навязчивости и полного эмоционального игнорирования. Из него просто делают «второго себя». Многим, я думаю, знакомо такое: «То, что ты хочешь делать – нельзя; можно только то, что разрешают родители, потому что родители так считают!» В итоге, ему нельзя общаться с теми, с кем он хочет. Он не может найти себе любимое занятие; как только находит – баста: штыки!
Да, все мы – инфантилы в какой-то мере. Кто-то больше, кто-то меньше. А плохо это или хорошо? Если тебе оставили большое наследство, ты можешь вполне классно прожить, будучи инфантилом (ведь не зря «инфантом» называют королевского ребенка). А вот если приходится прогрызать себе дорогу в жизнь, тут надо быть взрослее своего возраста. И отказаться от очень распространенного заблуждения, что наша психологическая зрелость измеряется прожитыми годами.
Жертвы контроля
Как ни странно, нередко инфантильные люди вырастают во вполне благополучных семьях, из хороших детей, которых родители воспитывали в поте лица: учили быть послушными, контролировали каждый их шаг. Многие верят, что это главное условие воспитания. А, например, иеромонах Макарий (Маркиш) считает, что это – глубочайшая педагогическая ошибка: «Родители, в том числе и православные, берут за основу педагогические руководства 150-летней давности, где все про послушание, и посредством ремня пытаются его внушить. Хорошо еще, если этот парень или девчонка в 16-17 лет идет на здоровый бунт: “С меня довольно!” Правда, при этом он часто уходит еще и из Церкви, что очень печально. Но это менее печальный исход, чем если дети остаются до конца дней оглядывающимися на мнение мамы, невыросшими, не живущими своей головой».
Но, с другой стороны, есть вседозволенность и предоставленность самому себе… – и это тоже не выход. Воспитание ответственности – это как с выбором обуви для ребенка: мы не покупаем ее на два размера меньше или на пять размеров больше. Достаточно – на полразмера свободнее, чтоб было место, куда расти. Ольга Красникова: «Ответственности не должно быть меньше, и если мальчик учится в седьмом классе, а мама ему портфель собирает – это немножко странно. Но ее не должно быть и больше: если мы видим первоклассника, который с ключом на шее идет из школы и греет себе обед – это мы на ребеночка надели ботинки 46-го размера. Детям, лишенным детства, тоже очень сложно повзрослеть».
Цивилизация против зрелости
Инфантильные люди существовали всегда, но что-то очень изменилось в современном мире, если сейчас быть кидалтом стало не стыдно и так много сегодня повсюду «взрослых детей». Эксперты винят в этом новые технологии, из-за которых наступило материальное изобилие и у большой массы людей появилось свободное время. Изменилось человеческое сознание. Андрей Копьев: «Современная жизнь с ее рыночным укладом похожа на магазин игрушек: привели ребенка ко дню рождения – чего хочешь, выбирай, ни в чем себе не отказывай. Никакого напряжения внутренних сил эта модель от человека не требует. Вот мобильник не той марки – это уже плохо».
В современном «магазине игрушек» в ассортименте и масса разнообразных развлечений, и красочный виртуальный мир, и высокотехнологичные приспособления, облегчающие жизнь. И – социальное устройство, при котором человек привыкает рассчитывать не на себя, а на государство. Рассказывает о. Макарий, 15 лет проживший в США: «Вот, например, сейчас в России повышают пенсии – и это хорошо. А в США это было бы непопулярной мерой. Там о своей пенсии человек заботится сам: сколько заработал, отчисляя часть с зарплаты, столько и получает. И никто не захочет платить за другого: “Бездельничал всю жизнь? Пусть столько и получает!” Или, например, человек всю жизнь курит, а потом приходит с раком легких: “Сделайте мне операцию бесплатно!” Ему говорят: “Позвольте, вы всю жизнь себе вредили, а теперь хотите выскочить за общественный счет? Нет, платите из своего кармана! ” В США курящие и некурящие платят медицинские страховые взносы по-разному. И по сути это правильно».
Поэтому не все так плохо в Америке. Есть у них и здравые идеи. А как вы считаете?
Но что НАМ делать в нашей стране со своими проблемами, с нашим нежеланием брать на себя ответственность? Какие меры применимы к нам?
Я верю, что рано или поздно любой инфантильный человек столкнется с глубоким личным кризисом и встанет перед выбором: «Либо ему оставаться жертвой – обстоятельств, других людей, либо становиться свободным от них и брать на себя ответственность за свою жизнь. Очень тяжело не принадлежать себе. Возникает ощущение, что моя жизнь – не моя, что мной живут, что моя жизнь проходит мимо или что она начнется когда-нибудь потом – после института, замужества, рождения детей, на пенсии. Это ощущение внутренней пустоты и бессмысленности приводит человека к выбору. Хотя кто-то все равно предпочитает ценой жизни остаться в этом инфантильном мире».
А если мы выберем взрослеть, то – что значит быть зрелым? Может, это также недостижимо, как взять да стать совершенным?
Знаете, иногда в голову приходит такая мысль, что возможно ситуацию нашего греховного мира может поправить только большой стресс, например, война! Не дай Бог, конечно! А как думаете Вы? Есть ли у человечества шансы исправиться?
Для доклада использованы материалы сайта Православие и Мир (pravmir.ru)
- Просмотров: 1
Комментарии
Отправить комментарий