Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. Это священное событие, совершилось по церковному преданию 25 марта / 7 апреля в шестой Месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.

Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, появилась из среды человечества и Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева - Преблагословенная Отроковица Мария, - достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия. Пресвятая Дева Мария была дарована престарелым родителям, праведным Иоакиму и Анне за их непрестанные и слезные молитвы. По достижении 14 лет, когда по закону иудейскому пребывание Ее в храме должно было окончиться, Пресвятая Мария была обручена с праведным восьмидесятилетним старцем Иосифом, бедным плотником из рода Давидова, которому поручили хранить Ее девство. Переселившись в Назарет, в дом Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Мария продолжала ту же жизнь, которую проводила в храме.

Святые отцы Церкви - Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Дамаскин указывают, что под видом супружества Господь оградил Пресвятую Деву Марию от злобы врага рода человеческого диавола, скрыв от него таким образом, что Она - Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог" (Мф. 1, 23; Ис. 7, 14).

Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами:

Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. - Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиям... Тогда Мария сказала: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел (Лк. 1, 28-38).

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой возник Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира.

От времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь возглашаетв день Благовещения: "днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..."

День Благовещения является днем воплощения Спасителя: от 7 апреля до 7 января, когда празднуется Рождество Христово, ровно девять месяцев. Всемогущий Бог великим Таинством Своего воплощения от Пресвятой Девы Марии приходит в мир, чтобы взять на Себя тяжесть грехов всего рода человеческого; Сын Божий становится Сыном Человеческим, воспринимает человеческую природу, чтобы Своим воплощением, искупительными страданиями и Воскресением обновить и обожить ее. Бесконечная любовь Господа к Своему созданию явилась в Его Божественном истощании, без которого прародительский грех и неисчислимые грехи последующих поколений неминуемо привели бы к гибели в вечности всех людей.

Благодаря Боговоплощению каждому христианину, верующему в Господа и стремящемуся жить по Его заповедям, дарована возможность вечного блаженства в Царстве Небесном. В лице Пресвятой Богородицы христиане обрели милосердную Мать, Заступницу, Помощницу и Ходатаицу за них перед Божественным Ее Сыном.

Торжественное церковное почитание дня Благовещения началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы, изображающие это событие, появились в Церкви уже во II веке, еще в Римских катакомбах. В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения изображены Архангел Гавриил, предстоящий перед Святой Девой; в левой руке Архангела - райская ветвь, символ радостного благовестия, правой рукой он благословляет Деву. Пресвятая Дева Мария представлена благоговейно читающей книгу (пророка Исаии); в книге иногда видны слова: Се Дева во чреве приимет (Ис. 7, 14).

Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном или початком в руках. На других иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на персях Приснодевы в момент Благовещения. Встречаются также иконы Благовещения, на которых Божия Матерь изображена стоящей у колодца в черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Архангел. Иконы Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению помещаются на царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения напоминает нам об отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось "главизною" нашего спасения.

По кн.: Прот. Григорий Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви, т.1., М.1996.
Источник: Школа радости

В этом году Благовещение совпадает с Лазаревой Субботой, так что 7 апреля Церковь кроме воскресения Лазаря вспоминает еще и явление Богородице ангела, возвестившего о рождении Спасителя. Накануне Страстной седмицы, завершающей Великий пост, мы предлагаем вам ретроспективу образов благовещения в мировой художественной культуре.


Благовещение. Фрагмент эпистилия темплона из монастыря св. Екатерины на Синае. 2 половина XII века.


Благовещение (т.н. «Устюжское») Новгород, первая половина XII века.


Благовещение. Фреска придела свв. Иоакима и Анны Софийского собора в Киеве. Середина XI века.


Благовещение. Мозаика церкви Санта-Мария Маджоре в Риме. V век.


Благовещение. Фреска церкви Панагии ту Арака в Лагудера (Кипр). XII век. Изображения Богоматери и Архангела Гавриила расположены на сводах предалтарных столбов.


Благовещение. Современная греческая икона.


Благовещение. Византийская мозаика-миниатюра. XIV век.


Благовещение. Русская икона XIX века


Благовещение. Мозаика собора монастыря Ватопед на Афоне. XIV век.


Благовещение. Мозаика церкви Санта-Мария ин Трастевере. Рим. XIII век.


Благовещение. Дуччо ди Буонисенья. Фрагмент Маэсты из Сиенского собора (Италия). 1308-11.


Благовещение. Икона из праздничного ряда монастыря Ставроникита на Афоне. Мастер Феофан Критский. Середина XVI века.


Благовещение. Александр Иванов. Акварель. Около 1850 г.


Благовещение. Эль-Греко (наст. Имя Доменико Теотокопули). Конец XVI – начало XVII века.


Благовещение. В. Боровиковский. 1810-20-е гг.

Источник: "Нескучный сад"

Рейтинг: 5 (1 голос )

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ