"Левиафан" как зеркало
"И царь у них такой, знаете ли, натуральный! На Буншу нашего похож".
Из известного фильма
У Юза Алешковского есть такая саркастическая повесть "Маскировка". Суть ее в том, что рабочие секретного оборонного завода пьют беспробудно по заданию парткома, чтобы враг думал, что русское оборонное производство накрывается медным тазом.
Говорят, что речь про бессилие России Барак Хуссейнович Обама толкнул именно отсмотревши уныло-серое творение Андрея Звягинцева. Дескать, от кита только остов остался, значит и от России-Рашки только косточки остались. Одна безнадега для всех нас и радость для супостатов наших. Понравился Обаме "Левиафан". И Евросоюзу понравился. Понравился всем поборникам дегенеративного искусства. И много кому еще понравился. Понравился он тем, кому и должен был понравиться. Это же маскировка. А мы не поняли. Отец Всеволод Чаплин не понял. Ревнители квасного патриотизма не поняли. А вот Никитушка-бесогон понял и "Орла" дал режиссеру. За хорошую работу по маскировке. Советую всем смотреть этот фильм с английскими субтитрами, это многое вам об'яснит; я читал субтитры и плакал - это ж просто сиквел на первое действие "Красной жары". Они - западные кинолюбители и кинопрофессионалы - хотят нас видеть именно так, и пусть видят. Ushanka, wodka, towarisch и ненормативная лексика. Перед войной Розенберг докладывал Гитлеру, что "Волга-Волга", "Трактористы", "Светлый путь", мол намекают на силу и мощь СССР, вот и решил фюрер германской нации опровергнуть советский киномиф силой. Победа, конечно, была за нами, но и досталась она непросто. Сейчас ситуация другая и мы другие. Нам врага провоцировать всесилием не нужно. Потому и нужна нам сейчас маскировка. Как учил старик Сун-цзы: "Показывай врагу то, что он хочет увидеть". Когда Ярослав Гашек вернулся из большевистской России, его одна чешская либеральная газета спросила, а, правда, что большевики едят детей? Правда, ответил Гашек и добавил, что он и сам ел детей. Скандал был страшный, либералы были в ужасе, а Гашек был тот еще тролль. "Дайте желтой прессе то, что она хочет услышать", - таков был его девиз.
Дайте Европе и Обаме то, что они хотят и пусть успокоятся. Хотят "Левиафана", ну, и пусть получают. А мы то зачем ищем подсмыслы и подтексты? Этот фильм для умственно отсталых, это работа на уровне первого курса режиссерского факультета ВГИКа, это эстонский арт-хаус какой то. Хотя природы красивые. Однако, чем же нас это творение напугало? Почему мы смутились? Архиерея увидели и потому испугались? А чем он страшен нам архиерей киношный, вот вопрос. Образ его не окарикатурен, говорит и действует он правильно. Речь внятная, проповедь стандартная. Или вот мэр, Вадим Сергеевич, тоже чем не хорош как персонаж для нас? Или судья нас напугал? Полицейские может быть? В жизни все бывает много хуже и страшнее. Батюшка наш, классик русской литературы Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, будучи губернатором Вятки, и не таких персонажей города Глупова показывал, и суды, и полицию, и инстанции повыше. А почитайте рассказы и повести Игнатия Потапенко про духовенство века прошлого, Чехов плакал над его текстами от правды и чистосердечия изображенной беспросветной жизни!
Досмотрев фильм до конца, вспомнил я финал другого фильма - "Покаяния" Тенгиза Абуладзе, точнее, самую последнюю реплику последнего кадра - "А зачем нам дорога, которая не ведет к храму?" Если на месте дома, где царило пьянство, насилие и беспробудное уныние от серого прозябания возвели храм, пусть даже и не бесспорным путем, так не в этом ли и состоит суть преображения нашего российского бытия? А трагедия маленького человека не в том ли, чтобы вместо пьянства и насилия вспомнить о том, что ты человек? И бороться за человека в себе. Бороться против Системы (Левиафана по Томасу Гоббсу), против ее институций. Но тогда это уже не маскировка, а провокация получается. Вот пойди и разберись тут. Лучше будем "Хоббита" смотреть, это и зрелищней, и понятней...
СПРАВКА:
«Левиафа́н, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» — сочинение английского философа Томаса Гоббса, посвящённое проблемам государства. Левиафан — имя библейского чудовища, изображённого как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»). При создании теории возникновения государства Гоббс отталкивается от постулата о естественном состоянии людей «Война всех против всех» (лат. Bellum omnium contra omnes) и развивает идею «Человек человеку — волк» (Homos homini lupus est).
Источник: Социальная сеть FACEBOOK
- Просмотров: 5240
Отправить комментарий