О Божьих благодеяниях. Исцеление гадаринского бесноватого
Толкование на Святое Евангелие
Об исцелении гадаринского бесноватого (Лк. 8, 26-39)
Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что сила бесовская может быть очень большой, она может угрожать существованию каждого человека и всего человечества. Чтобы не думал кто-нибудь, что если он живет без Бога, то как-нибудь сам справится с жизнью.
Как только человек оказывается без Бога, он оказывается с диаволом. А до какой степени эта власть бесовская простирается, мы видим на примере Гадаринского бесноватого и всей страны, в которой находится этот несчастный.
Абсолютная власть бесов над человеком, так что этот человек в безумии своем живет, не одеваясь в одежды, обнаженный от всего разумного, доброго. Не говоря уже о том, что он лишен благодатного. И живет не где-нибудь, а в гробах. Самое подходящее для него жилище – пещеры, куда клали умерших людей, прикосновение к которым означало нечистоту для живых.
Он настолько во власти бесов, что его уже не существует. «Как тебе имя?» - спрашивает Господь. «Легион» - отвечает этот человек, вернее, бесы уже за него отвечают. Всякий раз, когда человек отступает от Бога, он теряет самого себя, свою личность. И в его жизни непременно действует диавол, замечает это человек или нет.
Об этом бесноватом сказано, что он терроризировал на дорогах всех, кто проходил мимо, как могут терроризировать какие-нибудь бандиты – которые потому бандиты, что они бесами одержимы. Там, где нет присутствия Божия, эти бесы и эти люди ведут себя предельно нагло: они унижают окружающих, будучи сами унижены владеющей ими силой бесовской. А там, где присутствие Христово, они дрожат от страха, униженно просят, как преступники перед судом, чтобы каким-то образом участь их была смягчена.
Блаженный Феофилакт Болгарский:
Ведь бес одержим двумя страстями злобы – дерзостию и страхом. Ибо слова: «что Тебе от меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» — боязливому. Живёт он в гробах с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами. — Бесы просят о том, чтоб им не повелено было идти в бездну, но позволено еще пожить на земле.
Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов.
— Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения, и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет во гробах, то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.
Бегство пастухов было для гадаринцев поводом к спасению; но они не уразумели. Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него, а они, сказано, просили, то есть умоляли, Иисуса отойти от них. Ибо они боялись, чтоб еще не потерпеть какого-нибудь другого убытка, подобно тому, как они лишились свиней.
Но получивший исцеление представляет непререкаемое доказательство исцеления. Он стал настолько здоров умом, что познал Иисуса и просил Его, чтобы быть с Ним. Вероятно, он боялся, чтобы, по удалении от Иисуса, ему снова не попасть во власть бесов. Но Господь, показывая ему, что он и не будучи с Иисусом, но покрываемый Его благодатию, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: возвратись в дом свой и расскажи, что сотворил тебе «Бог» .
Не сказал: «что Я сотворил тебе» , чтобы нам подать образец смиренномудрия и чтобы мы всякое счастливо совершённое дело относили к Богу. Но исцеленный был настолько благоразумен, что рассказывал о том, что сделал ему«Иисус» .
Хотя Господь заповедал ему рассказывать о том, что сотворил ему «Бог» , а он рассказывает, что сделал ему «Иисус» .
Итак, и нам, когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего.
Протоиерей Александр Шаргунов:
Обратим внимание и на то, что эти существа являются не только чудовищно сильными, но и крайне свободолюбивыми. Для них непереносимо какое-либо ограничение их свободы. Они разрывают железные цепи, которыми их связывают, любые путы, потому что они хотят жить свободно. Вся культура, духовность нашего времени направлена на то, чтобы воспитать человека абсолютно свободным, независящим ни от каких ограничений, чтобы никто и ничто им не управляло. Чтобы человек находился под полной властью бесовской.
Свобода, которую провозглашали в 1917 году, и свобода, которую сейчас провозглашают – свобода от всего – означает именно это явление, когда человек уже готов рвать как цепи любые преграды, только бы достигнуть ее. Никаких заповедей, нравственности, никаких границ не существует, никакой власти. И бежит в безумии такой человек, гонимый бесом, в пустыню.
«Что мне и Тебе, Сыне Божий?» - спрашивают бесы, которые видят перед собою Бога. «Что общего между Тобою и нами?» Действительно, что общего между светом и тьмой, что общего между Христом и Велиаром? Нет ничего общего. Между бесами и Богом ничего общего нет. А между человеком и Богом есть всегда общее. В каком бы состоянии ни находился человек, есть что-то общее у человека с Богом, и Бог хранит все-таки человека, несмотря на то, что он попал под власть бесов, не оставляет его до конца.
Нет ничего общего между свиньями и Богом. Эти – просто чавкающие какие-то, пьющие, жрущие существа. Бесы хотят, чтобы люди стали свиноподобными, тогда можно в них вселиться и погубить. Чтобы люди стали стадом скотским, каким хотят сегодня сделать у нас весь народ, чтобы вселились бесы в это стадо, и оно бросилось с крутизны в воду и потонуло. Весь род человеческий хотят бесы погубить.
Мы видим, какая сила у них и какая ненависть к человеку. Смысл их существования – уничтожить и разрушить. Не удается уничтожить этого человека – так хотя бы свиней, то, что принадлежит человеку. Может быть, через это удастся восставить человека против Бога? И оказывается, удаётся. Целая страна за то, что она теряет свое благополучие, восстаёт против Бога.
Мы должны увидеть сегодня не только силу Божию, но мы должны удивиться, как велика любовь Господня. В одно мгновение погубил бы диавол каждого из нас и всех. И кажется, есть основания ему иметь власть над людьми за их грехи. Но любовь Божия ставит предел этой ненависти к человеку. Любовь Христова не оставляет человека, несмотря ни на что.
Будем всегда знать это – не отвлеченно, а реально – глядя на то, что происходит сегодня с нашей страной. Потому что самое ужасное – это, конечно, не бедствия внешние, не голод, не нищета, а беснование людей. Людей хотят превратить в скотов, с тем чтобы они полностью принадлежали бесам. Но любовь Божия все равно все превосходит – вся власть у Бога.
Ничего не может сделать сатана без позволения Божия ни в одной ситуации. Если обратится человек всем своим сердцем ко Господу, если обратится народ к Нему, то всё сразу переменится, как переменилось с этим бесноватым человеком.
Пример этого исцеленного бесноватого говорит, что мы должны быть готовы, если Господь даровал нам узнать Его благодать, Его истинную жизнь, предпочесть дарам утешения, дарам благодати всегдашнего пребывания с Господом путь в ту землю, где ад на самом деле, ради того, чтобы привести к Богу других людей.
И мы должны, глядя на это событие, которое показано в Евангелии, помнить, что Господу всё возможно переменить там, где, кажется, уже нет надежды на исцеление. Какие бы препятствия ни вставали на нашем пути, Господь говорит, что Он всё содержит Своей властью. Он посылает этого человека в страну, которая только что отвергла Его, с тем, чтобы просветить их светом истины, чтобы, когда придет время, и им даровать спасение.
Чудо сегодняшнего Евангелия – то, что Господь может совершить с каждым человеком и со всем человечеством – раскрывается в полноте в тайне Креста Христова и Его Воскресения. И каждый из нас призывается исполнить волю Божию о себе и быть участником воли Божией, которая хочет всем человекам спастись. Аминь
Протоиерей Александр Шаргунов
Господь при встрече с одержимым злыми духами спросиил о его имени. Это единственный случай, что Господь спрашивает об имени, прежде чем дать просимое. Бесноватый находится в тяжелом состоянии: ожесточенный, огорченный, испуганный. Если человека, находящегося в таком настроении, спросить, как его зовут? – он на половину сразу успокаивается.
Значение имени для человека особенно сильно у христиан: оно напоминает человеку угодника Божия, во имя которого он крещён. Но здесь на вопрос об имени, бесноватый ответил «Легион,» ибо много бесов вошло в него.
Но что легион для Христа, сказавшего, что «именем Моим бесов изгонят… змия возьмут …» - когда на апостола Павла на Мальте напала ехидна, он взял ее и бросил в огонь.
«На недужные руки возложат…» - всё это неоднократно повторялось, а мы слушаем про это, вроде и не отрицаем, но не принимаем так близко к сердцу.
Почему мы не видим чудес? – задают вопрос люди, – не видят глупцы, люди глубоко обмирщвлённые, а христиане видят и теперь, как смело идёт Господь на чудеса.
Надо меньше любить тело и больше дух, и тогда жизнь и деяния Духа нам будут виднее. В исцеления надо верить, как верят простолюдины и просить, как они просят.
Митрополит Антоний (Храповицкий)
Смотри: бес одержим двумя страстями злобы: дерзостию и страхом. Ибо слова: «что Тебе от меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» — боязливому. Живёт он в гробах с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами. — Бесы просят о том, чтоб им не повелено было идти в бездну, но позволено еще пожить на земле.
Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов. — Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения, и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет во гробах, то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.
Бегство пастухов было для гадаринцев поводом к спасению; но они не уразумели. Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него, а они, сказано, просили, то есть умоляли, Иисуса отойти от них. Ибо они боялись, чтоб еще не потерпеть какого-нибудь другого убытка, подобно тому, как они лишились свиней. Но получивший исцеление представляет непререкаемое доказательство исцеления. Он стал настолько здоров умом, что познал Иисуса и просил Его, чтобы быть с Ним. Вероятно, он боялся, чтобы, по удалении от Иисуса, ему снова не попасть во власть бесов.
Но Господь, показывая ему, что он и не будучи с Иисусом, но покрываемый Его благодатию, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: возвратись в дом свой и расскажи, что сотворил тебе «Бог» .
Не сказал: «что Я сотворил тебе» , чтобы нам подать образец смиренномудрия и чтобы мы всякое счастливо совершённое дело относили к Богу. Но исцеленный был настолько благоразумен, что рассказывал о том, что сделал ему «Иисус» . Хотя Господь заповедал ему рассказывать о том, что сотворил ему «Бог» , а он рассказывает, что сделал ему «Иисус» .
Итак, и нам, когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего.
Блаженный Феофилакт Болгарский
Источник: Сайт Церкви Святых новомучеников
и исповедников Российских в Бруклине
- Просмотров: 5748
Отправить комментарий