Без кайфа нет лайфа?
Вынесет ли Россия еще одну диктатуру? Если заглянуть в словарь синонимов, слово "досуг" окажется в одном ряду с бездействием, бездеятельностью, ничего-не-деланием, бездельем, праздностью, гулянкой, неподвижностью, косностью. А словарь молодежной субкультуры утверждает, что совокупность ценностей, традиций и обычаев, присущих сегодняшней молодежи, делает досуг и отдых ведущими формами жизнедеятельности, вытеснившими труд в качестве важнейшей потребности. К чему может привести такая жизненная установка? Конкретно - в России начала XXI века? К примеру, президент объявил о запуске грандиозной демографической программы. Но, даже если закачать в нее в пять раз больше денег, "диктатура досуга" не позволит людям рожать больше детей. потому что дети - это труд, причем труд непрерывный, не лимитированный по времени, минимум на ближайшие семнадцать лет. И чем больше детей, тем больше труда. А при диктатуре досуга стандартный жизненный принцип - "мы сначала поживем для себя". Более того, при диктатуре досуга вообще невозможна никакая нормальная осмысленная семейная жизнь. По той же самой причине: если "мы сначала поживем для себя", то есть если во главу угла ставится кайф, то партнер нужен до тех пор, пока он этот кайф доставляет. Если же у него начинаются проблемы, если он перестает "финансово соответствовать" или начинает в своем развитии двигаться по какой-то другой траектории, этот кайф ломается. А выстраивать новые отношения, трансформировать их - это труд. Легче плюнуть и найти себе другого партнера. Но и это не все. Когда юное существо начинает развиваться с мыслью "мне нужно стать успешным, чтобы были деньги, чтобы заниматься дайвингом на Красном море" - оно изначально оказывается исключенным из экономического процесса, поскольку не собирается ничего производить. Да и вообще никакой прорыв ни в какой сфере с такой исходной установкой невозможен. Потому что, если прав известный социолог Макс Вебер, первые капиталисты были людьми, жаждавшими узнать, избранные ли они Богом или нет. Жажда истины движет науку, творчество… А при диктатуре досуга Нобелевскую премию скоро некому и не за что будет вручать. Где же, на каком уровне и почему происходит "сбой программы"? Почему разумная амбициозная девочка, понимающая, что в свои 19-20 лет она еще очень мало знает, и желающая узнать больше, может регулярно плакаться по поводу недостаточности своих знаний и умений, но ничего не делать, чтобы эту ситуацию изменить? Вместо этого она утрет слезы, поедет на дискотеку и до пяти часов утра будет "тусоваться". Потому что диктатура досуга исключает навык труда. Этой болезнью страдает не только молодежь. Сегодня досуг - это целенаправленное времяпровождение, к которому человек специально готовится. И популярный музыкант или актер не считает для себя зазорным зарабатывать деньги какой-нибудь идиотской телепередачей (прекрасно понимая, что она идиотская), чтобы потратить их потом на свой любимый дайвинг.
Тоска по утраченному Раю? Русская православная традиция разделяла труд и работу. Труд - это то, что трудно, но Богу угодно, работа - то, что порабощает. Творческая реализация личности возможна только в труде, его человек совершает по своей воле "во славу Божию", это его свободный выбор. А работа - это то, что он делает вынужденно, в силу каких-то обстоятельств. Какие уж тут творчество и самореализация! Но поскольку в нашем сознании труд и работа давно синонимы, творческий элемент самореализации личности перемещается в сферу досуга, как бы исключая труд. Есть только работа, которой ты себя порабощаешь, даже если она тебе не интересна и ничего не дает ни уму, ни сердцу, но зато она дает возможность заработать средства на досуг чтобы ты мог его провести так, как тебе хочется. Но в модели общества потребления досуг не подразумевает никакого творческого труда, а значит и личностного роста. Получается, что человек все время играет: в детстве - в куклы или солдатики, потом - в другие игрушки. Почему монастырская жизнь в святоотеческие времена была устроена так, чтобы вообще исключить понятие досуга как праздного времяпровождения? Да потому что если ты трудишься Богу, то что бы ты ни делал - метешь ли ты двор, печешь ли хлеб, пилишь дрова, читаешь книгу или молишься - всякое твое действие наполняется смыслом и, в идеале, способствует духовному совершенствованию, которое у великих подвижников превращалось в непрерывный процесс, продолжавшийся даже во сне. Человек есть образ и подобие Бога, а Бог есть Творец (в одном из греческих переводов - поэтос, поэт). Значит, творческое начало в человеке заложено от Адама. Но в любом творческом акте, который совершает Бог, никакого труда нет - то есть, нет усилия преодоления. Не предполагалось его, видимо, и в творчестве человека. Но когда произошла трагедия грехопадения, и человек изменился, ему было сказано, что отныне он будет в поте лица добывать хлеб свой, а значит, любое его действие будет сопряжено с трудом. Даже молитва - как обращение к Богу, как поиск Бога - тоже появляется после грехопадения: ведь Адаму в Раю не нужно было совершать усилие, чтобы общаться с Богом. Но после грехопадения в любой человеческой деятельности появляется элемент преодоления трудностей ради совершения творческого акта. Так, может, нынешний культ досуга - ностальгия по утраченному Раю? Ведь в нашем досуге тоже зачастую нет ни труда, ни преодоления. Но нет и творчества...
Жвачка послаще Диктатура досуга - это диктатура потребления. Ты потребляешь путешествия, зрелища, развлечения, точно так же, как поедаешь сникерсы, лежа на диване перед телевизором. И ради этого ты готов потратить значительную часть своей жизни, выполняя любые служебные обязанности, которые позволяют получить денежное вознаграждение, оплачивающее твое безудержное потребление. К примеру, что такое сегодня футбол? Это бизнес? Да. Игра? Безусловно. А для профессионального футболиста - это игра или работа? Если он тренируется с утра до вечера и получает за это деньги - работа. А для огромного количества народа, которое приникает к телеэкранам во время матчей - это что? Досуг. Но человек готов целый год вкалывать, чтобы за немыслимые деньги купить билет на чемпионат мира и провести там три дня, размахивая флагом и вопя что-то несусветное. Мы можем возмущаться тем, что богослужения такие длинные - по два-три часа (!), и при том легко провести полдня, бесцельно слоняясь по торговому центру. Или часами смотреть тот же футбол. И у нас даже не возникает вопрос: а что я, собственно, делаю? Общество потребления - это попытка уничтожить саму мысль об аскетизме. Современный человек рассматривает свое время сугубо утилитарно. Ему жаль в воскресенье тратить целых два часа на церковь, время нужно ему либо чтобы зарабатывать деньги, либо чтобы "кайфовать". Это в традиционном обществе Бог рядом, и человек воспринимает Его как нечто "практически полезное", а современный человек готов признавать, что Он там где-то есть, что это важно, красиво, нравственно, но к его повседневной жизни это не имеет непосредственного отношения. У него перед носом висит морковка, которую ему нужно заполучить любыми средствами. Вот только когда цель достигнута, оказывается, что это - всего лишь морковь, и двигаться больше некуда. Диктатура досуга - это порабощение человека этому бессмысленному ничего-не-деланию, при котором не совершается ни духовное, ни душевное усилие для достижения какой-то цели. Это как жвачка - жуешь, но не питаешься. И вроде бы в жвачке нет ничего плохого. Но если ею начнешь заменять еду, то умрешь с голоду. В том, чтобы прошвырнуться по магазинам, выпить в ресторанчике кофейку и поглазеть на фланирующую публику, тоже нет ничего плохого. Но незаметно для себя в это втягиваешься и начинаешь искать "жвачку" послаще или подороже, постепенно теряя вкус к настоящей пище, переставая чувствовать голод, и в конечном итоге погибаешь. Можно ли того избежать? Трудно… Но не невозможно. Если не бояться пренебрежительного прозвища "ботаник" (от "ботать" - в смысле работать), которым в подростково-юношеской среде маркируют человека, предпочитающего, вместо того чтобы "тусоваться" со всеми, заполнять свое свободное время некими осмысленными для него занятиями. Например, некоторые подростки уже со школьных лет создают сайты, познают азы продвижения сайта (иначе раскрутка сайта) и пытаются как-то на этом заработать.
В конце концов, человек всегда свободен в своем выборе. Таким сотворил его Бог. И никакие земные "диктатуры" не в силах этого изменить.
Владимир ЛЕГОЙДА, Марина БОРИСОВА Журнал Фома
- Просмотров: 5792
Отправить комментарий