Что такое Ореховый Спас?
Православие - одновременно и сложная религия, и простая. Христос пришедши на нашу грешную Землю не разделял людей на умных и не очень, на образованных и невежественных.
Поэтому Церковь всегда старалась дейсвовать по слову апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых». Но при этом конечно не допускалось никаких компромиссов с язычеством в плане духовной реальности.
Церкви часто вменяют в вину некое двоеверие, когда для внешнего человека язычество тесно переплетено с христианством. На самом деле, здесь надо обладать хорошим духовным зрением, чтобы различать где позиция Церкви, а где мнение рядового прихожанина; где церковный догмат, а где фантазии бабы Дуни.
Одним из таких камней преткновения являются некоторые наши праздники. Что такое Ореховый Спас? Этот праздник имеет такое название в силу совпадения по времени с созреванием лесных орехов. Сыздавна наши предки кормились собиранием ягод, грибов и орехов. Они собирали плоды, изготавливали еду и несли освящать ее в Церковь. С точки зрения атеиста, это махровое язычество. Все что несет печать материальных или меркантильных отношений, сразу почему-то записывается в антихристианские ценности. Но это не так. Христианство не враждебно материи. Христос мог исцелять словом, но он исцелял и с помощью материи – достаточно вспомнить брение из пыли, которым Спаситель даровал зрение слепому.
Христос - не Дух, но Богочеловек, в котором духовная природа Бога соединилась с человеческим материальным телом.
Поэтому в самом освящении плодов на Ореховый Спас нет никакого язычества. Мы не молимся неким духам природы или Отцу Леса, или Мать Сыре Земле какой-нибудь о даровании нам еды. Мы благодарим Бога за Его заботу о нас, грешных, за то, что он дал нам «хлеб насущный».
Другое дело тот смысл, который вкладывают некоторые прихожане или захожане в этот праздник. Если, например, они наделяют освященные плоды какими-то магическими свойствами исцеления – это уже будет, действительно, языческое представление. Магия и христианство – несовместимы. Да, в Православии есть место и чудесам, и исцелениям, но они совершаются лишь по воле Бога в ответ на молитвы, а не благодаря каким-то свойствам которые приобрели, например, орехи.
Также нельзя не сказать о том, что недостойно для православного приходить лишь только для освящения к концу службы или молебна. Первостепенной должна быть молитва, а освящение плодов – лишь награда за ваш, хоть и маленький, но духовный подвиг. Тем более не стоит как-то искушать своим поведением остальных прихожан. Не секрет что часто находятся люди, особенно среди тех, которые пришли за «ритуальными услугами», которые начинают толкаться, выискивая удобные первые места в очереди, и при этом еще громко возмущаются, чем вводят немалое смущение среди народа. Такое поведение просто недопустимо.
Подобное отношение у нас должно быть и к другим праздникам, и явлениям из церковной жизни. Главное чтобы у нас не было ненависти, веры в языческих духов и магию. А остальное: чистому - все чисто.
Источник: сайт Атеизмы.NET
- Просмотров: 6136
Отправить комментарий