Простота в отношении к ближним. Нужна ли она?

Пестов Н.Е.

Простота довольно – таки  часто воспринимается как признак  ограниченности ума, недальновидности, наивности. «Простачков» воспринимают с иронией, над ними подшучивают и считают чудаками. Что же такое простота? Как сделать ее качеством, достойным восхищения, а не порицания? О сущности простоты и ее проявлениях  мы узнаем из работ Николая Евграфовича Пестова:

«Простота не имеет ничего общего с  глупостью или ограниченностью. Христианам надо быть или простыми мудрецами или мудрыми простецами. Простота-это безыскусственность, искренность, отсутствие лицемерия в отношении с ближними.

«Я упражняюсь в приобретении простоты сердечной, от которой зависит спасение»,- говорил св. Григорий  Богослов. Простой человек всегда приятный - «легкий» для окружающих, которого легко понимать. Он говорит бесхитростно, правдиво и не требует напряжения ума у собеседника, чтобы угадывать, что еще невысказанное скрывается за его словами.

Между тем, как обычно с мирскими людьми, мы всегда невольно с большой нагрузкой работаем умом, чтобы подсознательно угадать, что имеет человек в уме и на сердце по отношению к нам и к сказанному в дополнение к тем словам и чувствам, которые он высказал и выказал. Как говорил старей Парфений Киевский: « В простых сердцах почивает Дух Святый. Простота внутренняя  должна изливаться и на все внешнее наше - простота во всем: в речах, в наружности. Не представляйся благоговейным, не смотри вниз, не говори притворно тихим голосом, а то, хотя и с добрым намерением, сочиняешь наружность твою, благодать от тебя отступит».

Простота - неотъемлемая часть детского характера. А Господь сказал : «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф.18,3) и «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10,16).

Поэтому простота есть основная черта характера христианина,проявляемая в отношении с ближними, и есть также следствие сопребывания с ним Святого Духа.

О значении простоты, искренности и простодушия так пишет пастырь  Иоанн Снычев: « Старайся от всего сердца все говорить и делать с людьми искренно и отнюдь не будь с ними двоедушен. Когда будешь прямодушен и доверчив с людьми, тогда Господь подаст тебе прямодушие и искреннюю веру и по отношению к Богу.

Того, кто непрямосердечен с людьми, Господь неудобно принимает в молитве, давая ему почувствовать, что он неискренен в отношении к людям, а потому не может быть совершенно искренен и в отношении к Богу,без душевного злострадания».

Простота сердца обычно связана и с отсутствием осуждения ближнего. А соединение этих двух добродетелей с нищетой духа уже ведет ко спасению. Преп. Серафим Саровский так говорил про монаха Павла, жившего  рядом с его кельей: «Брат Павел за простоту своего сердца без труда войдет в Царство Божие: он сам никогда никого не судит и не завидует никому, а только знает собственные грехи и свое ничтожество».

При отсутствии простоты часто проявляется подозрительность, не имеющая для себя серьезного основания. Она тем более греховна, что  здесь ложь сочетается с недоброжелательностью – с грехом против любви.

Простота в отношении к ближним. Нужна ли она?

Мы строим в нашем воображении разные предположения, приписывая близким  злые чувства и намерения, и черним их поэтому в своей душе. А по правде - у нас самих душа бывает в это время черна от вражды к ближнему. Как осуждение, так и подозрительность  являются грехом и пороком.

О подозрительности много раз предупреждал своих духовных детей Московский митрополит Филарет, который писал: «Лучше избыток доверия, нежели избыток подозрения. Ибо лишнее доверие-моя ошибка,а лишнее подозрение-обида ближнему. Старайтесь намерение и сердце ближнего понимать  в хорошую, а не в худую сторону, тогда вы будете безопаснее от вредной погрешности, а он удобнее сделается лучшим». В наших отношениях с ближними часто возникает опасность недоразумения, пререканий или упреков.

Для таких случаев у аввы  Дорофея есть золотое правило: считать во всем виноватым только себя и поэтому не осуждать другого, не прекословить, не спорить и даже не оправдывать перед ближним. Чтобы достичь этого, надо внимательно проанализировать свое предшествующее отношение к ближнему, причем всегда можно найти свою вину: отсутствие любви, невнимательность к ближнему, нетактичность, раздраженный тон разговора, пренебрежение интересами ближнего, ненужное вмешательство в его дела, навязывание своей вол или своих взглядов, неучитывание склонностей, вкусов, привычек и состояния духа ближнего.

Простота в отношении к ближним. Нужна ли она?

Поэтому в таких недоразумениях надо прежде всего смириться самому, признать свою вину и искренно просить прощения у ближнего.

Поэтому в таких недоразумениях надо прежде всего смириться самому, признать свою вину и искренно просить у ближнего прощения. Старец Амвросий Оптинский  писал: «Самооправдание только кажется облегчающим, а на самом деле приносит в душу мрак и смущение».

А преп. Пимен Великий говорил: «Если всегда и во всем будем обвинят себя, то везде найдем покой».

Нам также надо помнить о примере святителя  Тихона. Его ударили по щеке за слово правды,а он сам пал на колени перед обидчиком и просил у него прощения за то,что допустил его до такого греха.

Так можем мы в кротости в самом начале погасить огонь ссоры или недоразумения и сохранить присутствие  Духа Святого у себя, а может быть, и у ближнего.

Подготовила Татьяна Андреенкова

Источник: Информ-листок
† Отдел религиозного образования,
катехизации и миссионерства Одесской епархии УПЦ

Голосов ещё нет

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ