КИНОфорум - фильм "ВРЕМЯ" (2011)

КИНОфорум - фильм "ВРЕМЯ" (2011)

В воскресенье, 31 марта, на молодежке в рамках КИНОфорума состоялся по многочисленным просьбам просмотр фильма «Время» (2011 г.). После сбора основного числа участников молодежки начали смотреть фильм, но немного ранее, чем планировалось – в 14:00, т.к. в 17:00 у нас по плану было посещение особого богослужения – Пассии на Евангелие от Матфея. После просмотра довольно легко и приятно было за чашкой чая обсудить увиденное – идея фильма дает богатую почву для дискуссии.

В своей антиутопии «Время» известный кинофантазер Эндрю Никкол («Шоу Трумана», «Гаттака») проявил немало остроумия, чтобы проиллюстрировать свою версию недалекого будущего, где происходит замена денег на время.

Описание фильма:

Времена меняются, и мир становится все жутким и опасным... но в эту эпоху самым главным становится именно время, оно имеет свою цену и у кого есть деньги тот может стать бессмертным. Люди рождаются и достигнув 25 лет больше не стареют, но, увы, последующие годы жизни стоят огромных денег, и как всегда богатые могут позволить себе жить дальше а бедные обречены умирать. Главный герой Уилл, которого обвинили в похищении времени вынужден бежать, захватив заложницу, его цель сломать систему, которая так не справедлива. Получится ли у них победить зло, это вопрос времени...

У пришедших на КИНОфорум участников молодежки было достаточно много комментариев, замечаний на основе несостыковок и шероховатостей фильма, показанных характеров и сюжетной линии. Хотим представить вашему вниманию литературно оформленные рецензии от наших единомышленников из киноклуба Молодежного движения Хабаровской епархии, а также просто очень удачные (на наш взгляд) отрывки из статей светских обозревателей, чтобы вы наравне с участниками КИНОфорума смогли бы составить впечатление о фильме.

Для чего нам время?

Алла Маркович, 3 курс ДВГГУ

"Утро. Вы просыпаетесь, открываете глаза и первым делом смотрите на часы. Но не на те, которые показывают время суток. А на особые наручные часы, которые светятся на  коже зеленым светом и показывают, сколько вам осталось жить. Именно так начинает свое утро Уилл Салас, главный герой фильма «Время», так его начинают все те, кто живет в гетто, в бедности. Им не более 25 лет, они молоды и красивы, но на жизнь дается один день. У них время – это еще и деньги, за него борются, убивают, его воруют, им расплачиваются за долги, еду, одежду, а стоимость жизни все повышается. Зато богатые живут сотни, тысячи и миллионы лет. Конечно, такое распределение времени несправедливо. В фильме не раз осуждается это. Попробуйте представить, что это такое — каждую секунду  ты  боишься, что кто-нибудь заберет твое время, ты видишь, сколько тебе осталось – 30 секунд, час, или день. Чувство конечности, непостоянности  бытия  становится привычным. Время сложно употребить на что-то полезное, т.к. у тебя его нет, тут успеть бы заработать на завтрашний день.  Как часто мы говорим: «у меня нет времени», «у меня не хватает времени», но подразумеваем под этим  лишь то, что нет времени для какого-то дела. А в фильме говорят: «В моей жизни не хватит времени на это дело, я и так выживаю, а не живу. Могу до завтра не дожить».

Пока бедные борются за существование, богатые спокойно тратят время. Казалось бы, они-то должны быть счастливыми – они молоды, и впереди вечность. Сбылись две главные мечты  человечества! Но все не так просто. Им некуда спешить, незачем ценить жизнь, ведь ее так много. Финансовый магнат Вейс уверен, что это естественный отбор, ход эволюции, которая несправедлива к слабым. Незачем и творить добро и делать что-то полезное – ведь они будут жить, жить и жить, и встреча с Богом на том свете не очень-то грозит. Более того, они сами как боги- миллионы людей умирают, а они могут все купить, даже управлять жизнью, дав кому- либо время или отобрав его.  Когда дочь Вейса похитили, магнат так и не перевел всего-навсего какую-то тысячу лет на благотворительность. Эта вседозволенность  убивает в них человеческое, позволяет им возносить себя до небес.

Таким образом, от возможности вечной жизни и вечной молодости не выигрывают ни бедные, ни богатые. Это понял и Генри Гамильтон, подаривший свою тысячу лет Уиллу Саласу, в надежде, что тот не потратит времени напрасно.Салас осознал несправедливость общества и решил изменить его. Сильвия, дочь Вейса, увлеклась идеями парня из гетто, в ее жизни наконец появился хоть какой-то смысл. «Ты спас мою жизнь» — говорит она Уиллу.

В фильме органично сочетаются элементы боевика и драмы. Главное — не сюжет, не гонки и схватки, а философская подоплека, чему уделена половина картины. Это – его неоспоримое достоинство.

Весьма логично, что картина не заканчивается победой Уилла Саласа и бедных. Это и незачем. Представьте себе это общество — все работают, никого не обделили, на часах — лет 10 или хотя бы год, ты молод… И никогда не задашь себе вопроса: вот когда мне будет 60, что я вспомню о своей жизни? Я могу просто заработать себе еще лет 80, и жить в свое удовольствие. Это будут не люди, а существа с сиюминутным интересами, не знающими, куда деть свое время. Как сказал Генри Гамильтон, «мозг можно растратить, если тело еще молодо». Попытавшись забрать у Бога право  решать, кому сколько жить, они сами же заберут у себя настоящую, полноценную жизнь.

Человечество во все века искало пути к бессмертию — заклинания, философский камень, превращение в вампира как в «Сумерках»… На самом деле не нужно изобретать все это. Даже если физически жизнь будет продлена, это не гарант духовной, настоящей жизни. Это все равно, что стоит дерево тысячу лет, поглощает воду, минеральные удобрения, и еще тысячу лет простоит, пока ураган не снесет. В истории остаются те, которые еще при жизни сделали что-то великое, хорошее. Есть и те, которые совершили нечто ужасное и грандиозное, но это не подлинное бессмертие. Вспомните Гитлера, Берию, Сталина. Однако, не обязательно стремиться творить именно великие дела. Возможность не стареть и жить вечно была изначально дана нам Всевышним, но наши прародители ее потеряли. Будем стремиться  к тому, чтобы вернуть ее, соединившись с Богом.

P.S. Про фильм «Время» можно долго рассуждать, я лишь изложила свои соображения по самым главным вопросам фильма. Хочется также отметить интересную, необычную  подачу понятия «время». Во многом именно она, а не конфликт богатые-бедные,  заставляет задуматься. Задуматься о том, ценишь ли свое время, как проводишь жизнь, и чем будешь оправдываться перед Богом".

Анна Чубанова

"Я думаю, что американцы не думали донести до нас какой-то особый смысл. Но т.к. мы люди ищущие, и остро чувствующие современные проблемы, то явно их увидели, ощутили и задумались. Если говорить о фильме, то снят он традиционно, тема одна и та же уже на протяжении чуть ли ни века — история Робин Гуда в наши дни. Как всегда один бедный смельчак берет на себя миссию расправиться с богачами и восстановить справедливость (кажущуюся). Просто в данном контексте вместо денег используется другое средство платежа — время, и как было бы замечательно, если бы на этой маленькой интересной задумке все не закончилось и не превратилось бы в банальщину, а развилось в настоящий содержательный — нравственно наполненный сюжет. Но, увы. Уже в самом начале, если мы будем прослеживать внимательно происходящее в фильме, мы можем увидеть, много странностей и, можно выразиться, неправильных действий — греховных, безнравственных, неэтичных и склоняющих зрителей не к тому, чему надо. Первое — это отсутствие старения у героев, они все выглядят на 25 лет, хотя многим уже за 100 (и в данном фильме это активно культивируется, а ведь это одна из страстей человечества — не стареть любым способом), второе — как главный герой получает огромное количество времени — путем самоубийства другого человека (а это как мы знаем смертельный грех), потому что он устал жить. Тоже проблема — люди не могут найти себе применение, и проводят свою жизнь впустую (алкоголь, развлечение и т.п.), хотя время-то он свое он заработал каким-то способом? И самое интересное, главный герой из гетто оказывается таким же, как и те богачи. Почти сразу же он отправляется в богатый район, покупает себе самый дорогой автомобиль, живет в самом дорогом номере отеля, начинает играть в азартные игры и т.п. Получается, что борьба за мнимое добро тоже мнимая, потому что главная задача человечества быть непременно богатыми и успешными, и движет многими зависть и злоба, как и Уиллом. Тут же мы видим, что обычно и происходит в жизни — если бедному неподготовленному человеку в руки попадают им незаработанные очень большие суммы денег, то, как и показано в фильме, он их быстро теряет, либо как показано на примере друга Уилла – даже умирает, т.к. проблема не в бедности, а в нравственности и духовном развитии. Этот друг пошел и напился, от чего умер, хотя на счету у него еще было 9 лет жизни (подарок от Уилла), он просто не смог им воспользоваться. И затем весь фильм мы видим насилие, воровство, незаконные сексуальные связи и … Но почему все-таки мы задумались? Да потому, что на то, что я описала, многие не обратили внимание, или в силу другого восприятия, или в силу привычности происходящего. А вот идея со временем нас задела. И люди, которые стремятся к Богу, к развитию души восприняли это как очередное напоминание о смысле жизни, о служении, о подготовке к жизни вечной. И еще сильнее стало гореть желание — не терять время, приумножать добро, учиться любить, ведь, мы в отличие от героев фильма не знаем сколько нам осталось, и слава Богу".

Мария Кувшинова

«Время» — четвертая работа режиссера и сценариста Эндрю Никкола, автора «Гаттаки», «Симоны» и «Оружейного барона», полуфантастического байопика Виктора Бута.

Как в «Гаттаке» и «Симоне», действие нового фильма Никкола происходит в неопределенном будущем (тут надо добавить слово «времени», но от него итак сейчас будет рябить в глазах).

Время можно получить в заводской кассе, украсть, взять под процент в банке или подарить. Добровольный и принудительный обмен происходит через очень крепкое рукопожатие, через тесный физический контакт, подтверждая догадку о том, что один человек не может дать другому ничего, кроме своего времени; остальное — лишь производные.

Фильм хорошо переведен и дублирован (или поговорки про время одинаковы во всех языках), и каламбуры падают, как песчинки в стеклянных часах, каждый раз заставляя зрителя встрепенуться. «Есть минутка?»(герой дарит минуту попрошайке), «у вас красивые часы» (угроза — сейчас время будет отнято), «переведите суточные» (полицейскому переводят часы, необходимые для завершения задания).

Возраст персонажей — отдельный источник комического. «Привет, мам», — говорит герой юной красавице, выходящей с утра на кухню; позже шутка повторится в видоизмененном и усиленном виде.

«Гаттака» с ее белыми пространствами и круглыми светильниками осталась в памяти как отчетливо сформулированная футуристическая проекция (в 2005-м фильм попал в берлинскую ретроспективу «Дизайн и кино»). В своем новом фильме Никкол несколько более сдержан: дизайн одежды, например, начинает бросаться в глаза, когда на экране появляется усталый полицейский — страж времени в кожаном плаще (Киллиан Мерфи). Гетто — подсвеченный желтыми фонарями ночной мир, в котором мало спят, чтобы сэкономить время. Первая зона — прохладная сероватая Рублевка, комфортабельный мавзолей остановившегося времени. В числе местных обитателей — миллиардер, владелец банков и ссудных касс времени, а также его дочь, болезненно переживающая абсурдность ситуации, в которой бедные умирают, а богатые, выхолощенные бесконечностью, не живут. В отличие от авторов «Мишени» Никкол не считает бессмертие абсолютной ценностью или не показывает виду; мир бессмертных уныл настолько же, насколько безотраден мир смертных.

Фигура банкира — это точка, в которой «время» и «деньги» сливаются: в Средние века христианам запрещалось быть ростовщиками, потому что ростовщик берет процент за время, которое принадлежит только Богу (забавно, что увлечение российской верхушки нанотехнологиями отдельные публицисты считают попыткой добиться персонального бессмертия — то есть в буквальном смысле из денег сделать время).

В идеологическом смысле фильм Никкола — яростный протест против примитивного социального дарвинизма, который обрекает большинство быть подножным кормом для меньшинства. Но как это часто бывает в литературе и кино, создание антиутопического мира удается автору гораздо лучше, чем позитивная программа. Во второй части герой переходит к реализации известного лозунга «грабь награбленное», толпы любопытствующих вторгаются на Рублевку, но совершенно непонятно, однако, что они будут делать с этой победой и с этим временем".

Читайте полную рецензию на OPENSPACE.RU архив

Дмитрий Дабб

"Фильм «Время» новозеландца Эндрю Никкола представляет собой предельно глупую, но крайне изящную метафору глобальной экономической системы – предвзятой, фашиствующей, черствой.

То ли в недалеком будущем, то ли в альтернативной реальности людям подправили генетику, и больше люди не стареют, они умирают красивыми, двадцатипятилетними, а иные живут и по двести лет и смогут даже застать конец времен – у них для этого достаточно времени. Не денег, именно времени: портреты с Франклином отменили вовсе, а вот высказывание отца-основателя США о том, что «время – деньги», из образа превратили в прозу жизни – расчетной единицей в этом новом мире служат секунды, часы и годы. Чашка кофе – четыре минуты, обед – полчаса, хороший автомобиль потянет на полвека. Биологические часы тикают под кожей, светятся зеленым, заставляют шагать энергичнее. Время можно сдать в банк, занять под проценты, выиграть или подарить. Главное – не расслабляться: пожал знакомому руку, а он у тебя неделю жизни украл, самому ведь надо, время-то ограничено. После двадцати пяти у тебя есть только год, хочешь жить дольше – вертись, ищи себе время. Работай, например.

Уставший от жизни богатей Генри (Мэттью Бомер), оценив пролетарское благородство работяги Уилла (Джастин Тимберлейк), дарит тому лишний век и рассказывает жизненную мудрость: времени хватит на всех, но олигархи строго охраняют действующую Систему – чтобы одни жили вечно, другие должны считать секунды. Уилл решает отомстить и едет в процветающий город Нью-Гринвич, где живут вызывающе медленно, где ночь в отеле потянет на пару месяцев, а обед в кафе – на восемь недель, где дольше века длится день.

Систему, которую герою выпало взломать, олицетворяет ростовщик (Винсент Картайзер), он время меряет эрами и периодами – миллионами лет. Наш ростовщик показательно дует шампанское (сколько за бутылку? год? десять лет? не уточняется), тогда как малолетние нищенки в своих гетто дергают прохожих за рукав и просят уделить им минуточку. Все, что вам осталось узнать о Системе, – это то, что она порочно срослась с преступным синдикатом Часовых (за главного – актер Алекс Петтифер) и что её охраняет Патруль времени, они же Стражи (за главного – актер Киллиан Мерфи), зорко следящий, чтобы время не ушло от богатых к бедным. Словом, это наша система и есть. Не узнали? Богатой будет!

Хорошие режиссеры (а Эндрю Никкол – режиссер неплохой) снимают картины о «дивных новых мирах» по двум методикам. Согласно первой, вселенная фильма продумывается до мелочей и составляет его основную ценность (таковы, например, Кристофер Нолан и Джеймс Кэмерон, придумавший для своего «Аватара» сотни оригинальных растений). Согласно второй, новая вселенная – это всего лишь условность, декорации для Умного Высказывания о Жизни, и «Время» явно из таковых. Устройство предъявленного нам общества не раскрывается вообще, ответов на добрую сотню вопросов предложено не будет. Чем занимаются люди до двадцати пяти лет, то есть до того срока, когда смогут распоряжаться своим временем, за счет чего живут, почему не копят на будущее? Почему за государственными преступниками весь фильм гоняется одна и та же троица патрульных, а более никто? Почему в здешних банках нет охраны, но никто до Тимберлейка не догадался их грабануть, предпочитая тырить друг у друга по мелочи? В общем, придираться можно бесконечно…

Что до рецептов всеобщего счастья, то они у левых не меняются поколениями: взять всё, да и поделить – дальше этого левая мысль зайти попросту не может. Вот и во «Времени» тезис, что «красть награбленное – это не воровство», прозвучит неоднократно, хотя история реальной экспроприации экспроприаторов, казалось бы, должна была вложить грядущим поколениям ума".

Читайте полную рецензию – Деловая газета «Взгляд»

Здрастенафиг

Дарвиновский капитализм мутантов будущего

В целом фильм Время мне понравился своей нетривиальной идеей, однако разочаровал бездарным исполнением. Академик Вавилов бы плакал…

Стремление к бессмертию не ново и, к сожалению, болезненно актуально уже многие века… Реально настораживает обилие фильмов, последнее время выходящих на большие экраны, пытающихся донести нам мысль о наличие избранных и их желании жить вечно. А тут в полный голос главный антигерой фильма банкир Вайс (читаем Варбург) — ярый последователь идей дарвиновского капитализма, среди мутировавших в недалеком будущем по средством генной инженерии людей, без тени смущения вещает нам, что ради бессмертия избранных должны умереть миллионы обычных (невольно на ум приходит недавнее реалистичное «Заражение» (Contagion, 2011). И вообще, весь фильм без стеснения пронизан темой безрадостной участи жителей гетто, которые своей смертью платят за бессмертие избранных. А генетически модифицированные богатые могут жить вечно, главное не глупить с телесной оболочкой. Справедливость — миф.

Социальное неравенство в высшем проявлении, есть сущность развитого капиталистического общества. Человек — человеку враг, вот истина которую исповедуют яростные сторонники демонократии — конкуренция есть двигатель прогресса, а гоп-стоп — самый выгодный способ получения прибыли при минимизации издержек. Грустно смотреть, как методично в мозг детям подсознательно закладывается код об их несостоятельности в будущем. Страшная сила искусства в порочных руках. Согласитесь, что каждый из вас, при просмотре фильмов про супер-героев понимает всю бредовость ситуации. Что мир насилия и беззакония вокруг есть, а супер-героя, который может вам прийти на помощь нет, и взяться в реальности такому человеку Диньдону неоткуда. Вот так в мозг человека и закладывается программа о его неполноценности, и эта программа работает, недаром же комиксы как вид массового искусства популяризировались в благополучной Америке 30-х годов прошлого века… Так и в фильме «Время» героические действия главного героя граничат с абсурдом…

В общем, фильм «Время» мне напомнил очередную дорогую креативную рекламу сникерса, способствующую поддержанию интереса к уже не новому товару на рынке в стадии зрелости… А характерные призывы взять время в кредит под проценты вызывают неявные параллели с «Потрошителями» (Repo Men, 2009г.)

Можно много говорить и нестыковках в сюжете, о слабой игре актеров, о подработке клириков из «Эквилибриума» в стражах времени, о завораживающих кроссах на высоченной шпильке совсем невысокой героини и пронзительных монологах бывшего солиста успешной в прошлом мальчуковой группы. Но все это по большому счету яркая мишура, смотрите глубже.

Первая часть фильма приковывает взгляд к экрану и не отпускает, однако эйфория длится недолго, примерно первые минут 20 фильма, пока зрителя вводят в курс, затем же начинается дикий фарс вперемешку с надуманной профанацией.

Это мог бы быть очень сильный фильм. Эндрю Никкол умеет снимать шедевры, но в этот раз сильно табанил. Создатели Времени не вняли совету, который давался главному герою — они потратили время впустую. По крайней мере, такое впечатление складывается к началу титров, но это видимо только на первый взгляд — хоть кинематографического шедевра и не вышло, свое черное дело он все-таки сделает…

Вы хоть когда-нибудь задумываетесь над тем, зачем снимают те или иные фильмы?

Итого: Смотреть — много думать. Цените своё время, пока есть такая возможность…

Рецензия взята с сайта КИНОПОИСК.ру

Знаете ли вы, что...

-- Для Роджера Дикинса, оператора картины, ранее использовавшего только пленочные аппараты, «Время» стал первым фильмом, снятым на цифровую камеру.

-- Оливия Уайлд (мать Уилла) в реальной жизни на 3 года младше Джастина Тимберлейка (Уилл).

-- Первоначальное рабочее название ленты — «I’m.mortal», которое потом переименовали в «Now», а затем в конечное «In Time».

-- Автомобили в фильме имеют выхлопные трубы, но их движение сопровождается звуком, характерным для современных электромобилей. Аналогичный приём для отображения автомобилей будущего Эндрю Никкол ранее использовал в фильме «Гаттака».

-- Транспорт в фильме не имеет номерных знаков.

-- В последних сценах страж гонится за влюбленными. Когда страж смотрит на свое время он видит 44 минуты, а у Сильвии 1 час. В конце погони у них разница 2 минуты.

-- В сцене, где Рэйчел не села в автобус из-за увеличения стоимости проезда, у неё оставалось полтора часа времени. Когда автобус доехал до остановки, где Рэйчел ждал сын, на её часах оставалось примерно 20 минут, то есть автобус ехал 1 ч. 10 мин. Следовательно, даже если бы цена проезда осталась прежней (1 час), то после уплаты за проезд у Рэйчел оставалось бы около 30 минут, что существенно меньше длительности поездки.

Подготовил: Вокинжорд

Рейтинг: 5 (3 голоса)



Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ