"Матушка, благословите", или попадья в храме и в миру
В одно осеннее (или весеннее) солнечное утро я возвращалась из автошколы, повторяя в уме чарующие своей новизной знания об автомире, как то: допустимые скорости передвижения в городе и вне населенного пункта, цвет тряпки, которой следует наивно махать летящему на твою удачно застрявшую на самом ж/д переезде машину поезду, питая робкие парадоксальные надежды на то, что он-таки возьмет и остановится аккурат перед твоим авто, подобно Сивке-Бурке, слышащей заклинание "стань передо мной, как лист перед травой", и много еще других занимательных и душеспасительных ситуаций, способных возникнуть у тебя на дороге, как вдруг, мои возвышенные путевые размышления были прерваны непутёвой, нелепой я бы даже сказала, фразой, суть которой я поначалу даже не уловила (настолько она, во-первых, диссонировала с моим высоким авто-настроем, а во-вторых, просто резала слух своей неуместностью).
Вернее, это была даже не фраза, а просьба. Просьба одной женщины, которая сказала... вернее, произнесла... одним словом, я услышала следующие слова:"матушка, благословите!" Я обомлела и, кажется в моих глазах промелькнуло замешательство, потому как в следующую же секунду женщина, видимо для убедительности, сложила руки лодочкой и протянула их мне, в надежде на последующее крестное знамение и возможность поцелуя тыльной стороны моей кисти...
Нет, Вы только не подумайте – я очень даже неплохо умею складывать из пальчиков буковки "IC XC" – все ж с мужем вместе репетировали перед его хиротонией... Тётенька стояла, сложив ручки и послушно опустив голову, а я не могла понять – что это? – розыгрыш или всерьез от меня ждут иерейского благословения? Увы, оказалось – второе. И мое промедление было воспринято с обидой и недоумением, мол, – чего тянете, матушка, неужели мы благословения недостойны?..
Сказать Вам честно? Я не хотела быть матушкой. Никогда мне не льстила мысль, что станут величать меня матушкой Марией, никогда богатое воображение не рисовало пасторальных картинок а-ля "матушка, вплывающая с выводком поповичей и поповишен в храм, в лучах яркого солнца, пробивающегося сквозь купольное окошко, под ласковые взоры умиленных сим благочестивым зрелищем прихожан"... ни разу, поверьте наслово. Как-то слишком рано и беспощадно-трезво я с самого начала своего воцерковления поняла, что быть женой священника – очень непросто. И даже классифицировала для себя (насколько хватило опыта) модели поведения матушек. Их на тот момент было всего две.
Первая – елейная, дородная, млеющая от своего и мужнего благочестия попадья с деточками, с младых ногтей привыкших к святыне и кривлению душой для поддержания о себе мнения благочестивых поповских ребятишек, которые распихивали локтями всех стоящих перед ними детей ко причастию и непременно подходили к чаше первыми.
Вторая – умученная детьми и постоянным отсутствием в доме мужа, редко, набегами появляющаяся на приходе жена священника, и оттого, быть может, чувствовавшая себя в храме неуютно.
И в первом и во втором случае было заметно, что живется им не замечательно, ибо ролевые игры в благочестие либо от небольшого ума, либо от попытки как-то приукрасить свою жизнь чем-то внешним, заполнить внутреннюю пустоту, а затравленный, вечно уставший и соскучившийся по мужу взгляд – он тоже не радовал и не убеждал в том, что в жизни этой матушки одни молочные реки и кисельные берега.
Позже, учась на регентском и бывая на приходах, я увидела и такие варианты, как матушка-настоятельница, которой в храме подчиняются наравне с настоятелем и которую слушаются все беспрекословно... были и другие варианты, но ни один из них не радовал.
Но что было делать – муж окончил обучение, ему огласили дату хиротонии – не бросать же мне его, в самом деле ))
Стала матушкой и я. Сказать, что я безумно счастлива, было бы ложью. Сказать, что в священнической семье проблем нет или хотя бы меньше чем в семье несвященнической – тоже затруднительно. Столько проблем, которыми ни с кем не поделишься в силу специфики своего статуса (не выносить сор из избы, тем более избы священнической), столько неудобных стереотипов, которые приходится своей жизнью опровергать под недоуменные и порой возмущенные взгляды прихожан... Столько тяжести от возложенной на тебя ответственности и собственного бессилия (а на поддержку мужа можно не рассчитывать, ибо еще неизвестно – кому тяжелее)...
Так где же ниша современной матушки? Какой она должна быть? Что ей можно, и что нельзя? Где мифы, а где – реальность? Как сделать так, чтоб ей жилось хотя бы не хуже, чем другим верующим ввиду несоразмерности запросов к ней и отсутствия сил (да и необходимости) у нее самой на эти запросы отвечать? Как она выглядеть должна, а как выглядеть – не имеет права (к примеру, вопрос о тех же брюках, так и не решенный, хоть и порядком истёртый), какова ее роль и обязанности на приходе? Допустимо ли вмешательство ее в управление приходом (лично я считаю, что матушке в храме место – максимум – на клиросе и в воскресной школе, но никак не на приходском совете), как строить отношения с прихожанами – допустимо ли (исходя из педагогических целей) – тесное общение с семьями с прихода или нет? Просто одна моя знакомая матушка мне недавно сказала – как же тяжело быть одной... я говорю – почему ж одной? ВЫ не в глухой деревне живете. На что последовал ответ – но мы же не просто семья, а священническая... должны соответствовать статусу...
Тут, быть может, моя тема чем-то созвучна с темой про миф о священстве... Вот и хотелось бы разобраться – где в "благочестивом", шаблонном поведении священников – игры в благочестие, а где – норма, которую следует соблюдать, чтобы не поколебать доверия к священникам (специально не пишу " чтобы не искушать прихожан" – потому как при желании искуситься можно и шнурками от ботинок).
Ваши мысли, Ваши предложения, Ваши пожелания, Ваши советы – помогите разобраться, господа семинаристы, которых в скором времени ждет семейная жизнь со своей матушкой, девушки-регентши (и не только), рискующие вскорости быть не единственной невестой, обрученной своему жениху, батюшки и матушки, уже имеющие опыт ношения этих венцов, и просто верующие люди, свою жизнь со священством связывать не собирающиеся, но сочувствие к этой проблеме имеющие.
Итак, рисуем портрет благочестивой современной матушки...
Источник: "Семинарния"
Сообщество студентов Духовных школ
Русской Православной Церкви и их друзей
на фото: кадр из фильма "Поп"
- Просмотров: 1
Отправить комментарий