Ребенок под прицелом информации: опасность, к которой все привыкли
Если Редьярд Киплинг в своём произведении «Маугли» описывал мальчика, взращённого стаей волков, то в наш век информационных технологий впору писать роман о детях, воспитанных телевизорами и компьютерами. Многие люди, привыкнув к реалиям нашей действительности, перестали замечать опасное влияние информации, которая обрушивается на современного человека.Но все же не следует забывать о том, что на психику детей она может повлиять губительным образом, навязав множество психологических комплексов и ложных стереотипов.
Разрушительное влияние СМИ можно проследить через особенности трансляции разного рода информации, сверхскоростные потоки которой непрерывно направлены на нас и наших детей.
Ни для кого не секрет, что СМИ создают и навязывают обществу различные культурные образцы. Современные детские телепередачи, компьютерные игры, «прикольные» мультфильмы и занимательные картинки – все это может показаться на первый взгляд вполне обыденным и неопасным явлением нашей действительности. И лишь при внимательном анализе такой информации можно проследить её деструктивные функции. Что уж говорить о влиянии «взрослой» развлекательной культуры на детские умы, эффект которой подобен агрессивному солнцу, сжигающему молодые неокрепшие побеги. Что транслирует современная массовая культура? Попробуем рассмотреть этот вопрос, анализируя основные посылы, которые направляют СМИ в поле информации.
Посыл №1. Культ садизма
Сцены насилия над людьми и животными преподносятся как эстетический элемент, красивое зрелище. Познавательные фильмы исторического содержания пресыщены сценами пыток и убийств. Например, условия многих компьютерных игр таковы, что если не получается убить виртуального противника, то следует, как минимум, нанести ему физические увечья. Смакование мучений раненого врага – знак «геройства» победителя, доказательство собственной «правоты». Некоторые источники массовой информации содержат в себе пропаганду семейного насилия, грубого и пренебрежительного отношения к ближнему (например, мультфильмы «Симпсоны», «Семейка Адамсов» и т.д.) Удары, злые насмешки, физические и моральные издевательства, согласно таким видеоисточникам, являются нормой.
Некоторые развлекательные интернет-порталы для детей и взрослых предлагают большой выбор флэш-игр, где игрокам предлагается избивать и мучать животных или людей, громить здания, использовать оружие. В социальных сетях популярно садистское движение догхантеров, занимающееся пропагандой жестоких расправ над собаками. Все желающие, в том числе и дети, могут ознакомиться с видеоматериалами догхантеров, где представлены пытки несчастных животных.
Посыл №2 Культ агрессии и убиства
Во многих произведениях современной массовой культуры присутствуют как негативные персонажи, так и позитивные. Этот контраст необходим для того чтобы у потребителя информационного посыла сложилось чёткое представление о добре и зле, они как бы оттеняют и взаимно подчеркивают друг друга. Но порой эти понятия виртуозно искажаются производителями культурных продуктов, навязывая лживые представления о жизни. «Хорошие» герои, как правило, наделены такими качествами как цинизм, агрессия, безжалостность по отношению к врагам. Это, зачастую, образы воинов и воительниц, которые после очередной расправы над врагом, улыбаясь и вытирая кровь с рук, продолжают свое путешествие. Создается мощный посыл, что убивать - это просто и даже весело. Во многих компьютерных играх есть важное условие: необходимость уничтожать своих противников, в противном случае они убьют тебя. Систематически удовлетворяя потребность убивать в виртуальном пространстве и привыкая к обыденности смерти, дети с неустойчивой психикой могут попробовать эту практику и в реальной жизни. Согласно вышеописанному посылу между агрессивным и сильным человеком ставится знак равенства, что искажает положительный образ воина - защитника.
Посыл №3. Образ «крутого» парня
Персонажи данного образа, как правило, отличаются от остальных людей своим экстремальным образом жизни. Гонки, оружие, проблемы с законом, употребление наркотиков и алкоголя, небрежная внешность и почти стандартный элемент образа - вечнодымящаяся сигарета во рту – вот основные составляющие имиджа «крутого парня». Примечательно, что антисоциальные привычки легко сочетаются с высокими моральными принципами героев, что дает основание для подражания им. На фоне таких «крутых ребят» авторы остросюжетных фильмов зачастую создают образы неудачников, которых наделяют такими «немодными» качествами как скромность, неконфликтность, искренность и т.д. Неудачники, как правило, не умеют пить, курить, крутить многочисленные романы с женщинами и кутить на вечеринках. Таким образом, СМИ создавая образ «крутого парня = настоящего мужчины» наделяет его негативным качествами, которые противоречат христианской идеологии.
Посыл № 4. Культ магии и колдовста
Колдуны, волшебники и чародеи широко представлены в массовом информационном пространстве. Они как правило делятся на добрых и злых, в зависимости от того к каким силам обращаются. «Добрые» феи, волшебники, маги, чародеи и т.д. по закону жанра помогают людям и выручают из беды. Злые, напротив приносят вред человечеству, строя различные козни. Абсолютно логично, что между белыми и черными ведется ожесточенная борьба, которая обязательно заканчивается победой «светлых» сил. В массовом сознании создается мнение о том, что быть магом, колдуном, гадателем и т.д. – это необычное и очень почётное занятие, которое придает человеку ореол привлекательной таинственности, а также делает его сильным, возвышая над обычными людьми. Магия преподносится как увлекательная игра, которую можно оставить, как только она наскучит. Доказательством этому предположению служит массовый интерес к людям наделенных паранормальными способностями и стремление подражать им. Популяризация магизма происходит с помощью разных телепередач с участием экстрасенсов, онлайн-консультаций магов, описания магических ритуалов, заклинаний и т.д. Информационные посылы подобного рода всегда обречены на успех, так как предлагают результат «здесь и сейчас» без потребности духовного саморазвития.
Посыл № 5. Культ уродства
В массовом пространстве культуры особым потребительским спросом пользуются образы с искаженным внешним видом (уроды, мутанты, космические пришельцы, нечистая сила и т.д.) Эти персонажи притягивают и одновременно отталкивают своим экзотическим внешним видом. Особенно популярны искажённые человеческие образы, занимают зрителей (читателей) и истории возникновения таких существ: ошибка природы, лабораторный эксперимент, несчастный случай либо вмешательство инопланетян и т.д. Такие персонажи интересны, прежде всего, подросткам с их естественной любознательностью и стремлением ко всему неопознанному и таинственному. Но вместо изучения реального мира и его законов подростки окунаются в мир иллюзии, нередко отожествляя себя с уродливыми персонажами. Уродство возведено в культ некоторыми людьми, которые сознательно обезображивают свои тела огромным количеством пирсинга и татуировок. В отдельных случаях без содрогания и страха почти невозможно смотреть на таких «ценителей необычного». Но любители подобных практик упорно навязывают болезненное восприятие красоты окружающим, пропагандируя «нормальность» своего виденья. Грубое искажение человеческого образа данного Богом в пространстве информации производится для того, чтобы вызвать интерес и удивление публики. Результатами потребления подобных культурных образцов и идентификация себя с ними могут стать стрессы, неврозы, навязчивые страхи, депрессии.
Культ №6. Культ сексуальной распущенности
Современные СМИ ставят знак равенства между любовью и похотью.Любовь в ее правильном чистом виде, целомудрие представляются скорее признаками занудства, отсталости, пережитками прошлого. Искаженное виденье любви формирует у детей неправильное отношению к противоположному полу. Свободные, ни к чему не обязывающие отношения предлагаются как альтернатива традиционной семье. Разврат представлен как нормальная, повседневная практика, без которой, по мнению некоторых источников СМИ человек неполноценен и закомплексован. Беспорядочные половые связи у мужчин транслируются информационными источниками как символ донжуанства, привлекательности и маскулинности. СМИ призывает и представительниц прекрасного пола быть доступными и раскрепощенными, и в то же время общество карает их клеймом «женщина легкого поведения».
Образ жены-матери нивелируется, вместо него предлагается образ «свободной» женщины, которая представлена как источник наслаждения, красивая вещь, которой можно воспользоваться и выкинуть. Происходит культивация вульгарности в женском образе, идеализация и нарочитое подчеркивание её сексуальности. Сознание детей необычайно травмируется при потреблении подобных посылов, в будущем многие из них не могут выбрать правильную модель поведения и построить нормальные отношения с противоположным полом.
Современные средства массовой информации направленные как на детей, так и на взрослых, изобилуют всеми вышеперечисленными посылами, искажая традиционные нормы и ценности общества.
Проблема состоит не в наличии негативных образов, присутствующих в современной массовой культуре, а в культивировании греховных качеств некоторых персонажей и подмене понятий добра и зла. Отрицательные персонажи в пространстве современной массовой культуры преподносятся зрителю в весьма симпатичном свете, и многие люди не прочь попрактиковать их и в собственной жизни. Позитивные добрые персонажи смотрятся блекло и неинтересно на фоне колоритных и эпатажных злых героев, поэтому вторые воспринимаются зрителем с большим интересом.
В современных культурных произведениях зачастую используются специальные эффекты, вызывающие интерес и подавление воли. Звуки выстрелов, телесных ударов, крики, ненормативная лексика, вид крови и откровенные эротические сцены могут нанести непоправимый вред деткой психике. А информация, предназначенная для детей, зачастую не требует осмысления и анализа, вводя ребенка в расслабленное состояние сознания. Привычка «не думать» может пагубно отразиться на интеллектуальном уровне ребенка и его умственном развитии.
Источник: Информ-листок Одесской епархии УПЦ МП
- Просмотров: 6457
Отправить комментарий