КИНОфорум – фильм «Облачный атлас» (2012)

КИНОфорум – фильм «Облачный атлас» (2012)

Субботний КИНОфорум. На молодежке в Успенском соборе по результатам голосования в социальных сетях мы решили посмотреть нашумевший фильм «Облачный атлас» (2012 г.)

«Самая страшная ложь та,
которая максимально близка к истине, но не является истиной»

Новый амбициозный проект, снятый по одноименному бестселлеру Дэвида Митчелла, уже завоевавшему мировое признание. «Облачный атлас» подобен зеркальному лабиринту, в котором перекликаются шесть невероятных историй, шесть различных жанров, шесть временных периодов(с 1846 до 2346 г.), шесть разных персонажей, души и судьбы которых оказываются переплетены самым невероятным образом. Шесть историй — пять реинкарнаций, происходящих в разное время, тесно переплетаются между собой…

Фильм имеет индекс "Е16" – как фильм, который зрителям до шестнадцати лет рекомендуется смотреть вместе с родителями.

Облачный атлас. Русский трейлер №2

«Облачный атлас» (англ. Cloud Atlas) — историко-фантастический фильм, созданный Томом Тыквером, Энди и Ланой Вачовски. Режиссёры написали сценарий на основе одноимённого романа Дэвида Митчелла, изданного в 2004 году. Бюджет фильма составил 102 миллиона долларов. Несмотря на то, что часть этой суммы была получена от Warner Bros., основной фонд сформирован из независимых источников. Таким образом, «Облачный атлас» является одним из самых дорогих независимых фильмов всех времен. Премьера фильма состоялась 9 сентября 2012 года на 37-м ежегодном кинофестивале в Торонто. По завершении показа зрители в течение 10 минут стоя аплодировали актёрам и съёмочной группе. В широкий прокат фильм вышел 26 октября 2012 года.

Присматриваясь к фильму, можно отметить, что это, в первую очередь, – киноманское счастье, ибо во всех новеллах можно выделить элементы того или иного жанра: детектив с ядерным реактором, постапокаллипсис с жителями Долины, фантастика в случае с футуристичным Сеулом, мелодрама гомосексуальных любовников, трагикомедия в доме престарелых и приключения на корабле, прибывающем к берегам Великобритании.

«Облачный атлас» далеко не однозначный фильм. После просмотра понадобится время и некоторые умственные усилия, чтоб проникнуться замыслом и «переварить» идеи, заложенные в фильм. Под яркой привлекательной оболочкой скрываются современные взгляды, касающиеся извечных вопросов жизни, вдохновения, любви, избранничества и ответственности за совершенные поступки.

Представляем Вашему вниманию
несколько удачных рецензий
со страниц сайта
КиноПоиск.ру:

 

sviyagin

«Истина всегда одна. Любые ее версии — ложь»
© Сан Ми, «Облачный атлас»

«Стоит начать свою хвалебную речь к фильму со слов о масштабности всего проекта. Шесть историй, шесть временных промежутков: от неизведанного будущего внеземной колонии до тихоокеанского путешествия Адама Юнга. К аспектам масштабности, пожалуй, нужно отнести и то, что в кинокартине затронуты многие проблемы, как XX века, так и современности. «Правда-истина», преследующая абсолютно все временные реалии, как нельзя кстати становится одной из главнейших проблем духовности индивида.

Невиданное количество скрытых, на первый взгляд несуществующих, деталей создают полноценную картинку происходящего. Так, например, родимое пятно в виде кометы медленно, но верно поднималось по телу главных героев, в соответствии с временными промежутками: впервые мы ее увидели на пояснице молодого композитора Роберта Фробишера, а после, с течением времени, родимое пятно оказалось на макушке старца Захри, который и повествовал нам всю историю.

Есть еще один немаловажный факт. «Облачный атлас» — единственный фильм, который заставил меня посетить его дважды. Если учитывать размер киноленты, а именно 2 часа 52 минуты, то можно сказать что фильм далеко не на один день. Провести 6 часов зря, уж поверьте, для меня непозволительная роскошь. Достаточно много информации подается закадровым голосом, что притягательно действует на внимание зрителя, а лаконично смонтированное изображение, не позволяет опустить глаза.

Однозначно лишь то, что «Облачный атлас», достоин места в домашней кино-коллекции!»

Kvertoff

«Долго выбирал между книгой и фильмом, но взялся сначала за книгу, которую дочитал прошлой ночью. Это были интересные 700 страниц. Настоящее путешествие по разным эпохам. Сегодня решил уделить время экранизации, которая от многих читателей получила лестные отзывы.

Я постараюсь не вредничать и не проводить детальные параллели между книгой и фильмом. Просто скажу, что отличия есть. Фильм получился более сентиментальным, на мой взгляд. Да, основные идеи о перерождениях души, о развитии цивилизации и о том, что ее губит, остались на месте. Просто добавили чуть больше любви и больше динамики для зрелищности. Я сомневаюсь, что вообще смог бы разобраться в этой мозаике чередующихся лиц, если не прочитал бы книгу заранее. Вроде актеры одни в разных образах, а родимые пятна все-таки у разных людей. Это сбивает с толку, но в контексте сюжета смотрится замечательно. Каждый актер примерил на себя образ различного пола, эпохи и расы. Грим замечательный. Не так уж легко всех идентифицировать.

… Очень удачная задумка взять разных режиссеров, поскольку сам Митчелл писал роман в разных стилистиках. И здесь этот эффект сохранился. Ощущение, будто смотришь несколько фильмов сразу, отличающихся не только по жанру, но и по стилю».

Sable fuzzy

«... Безусловный слоеный торт — визуальные решения, сюжетные отсылки, музыкальное сопровождение, символизм, архетипичные фигуры. Это абсолютный постмодерн (…)

Все очень просто — любовь не зависит от пола или социального положения, она вечна, истина одна, и она находит себе дорогу, милосердие меняет мир, пусть даже изменения произойдут через сотни лет, сражение с внутренними демонами каждый ведет на личной территории собственной души. Свобода — наивысшая ценность. Летайте самолетами аэрофлота ))

Если двигаться четко по слоям, то я начала бы с самого очевидного — с визуального решения. Невероятной красоты кадры, потрясающая работа операторов, художников, костюмеров, специалистов по спецэффектам. Три часа я пребывала в состоянии эстетического свуна, когда даже дышать трудно от зашкаливающей красоты. Ее так много, что в какой-то момент начинается запредельное торможение рецепторов(правда, быстро проходит).

Музыкальное сопровождение играет четко сопровождающую роль. Я сейчас не хочу сказать, что звук вторичен, нет. Просто бывают фильмы, где музыка в неоспоримом приоритете, она ведет за собой все остальные художественные средства, подчиняет их себе. Но, не смотря на то, что музыкальная линия — одна из главных сценарно, в «ОA» музыка — это воздух, незримая и, в то же время, парадоксально неотделимая от всех остальных элементов.

Символизм мне показался несколько чрезмерно настойчивым. То есть, режиссеры решили, видимо, достать даже самого устойчивого зрителя, и не ограничились намеками и полутонами, нееет. Символы бьют, как тамтамы. Если это звезда, то ее не пропустит никто, если это дверь, то она будет акцентирована полтора десятка раз, от окна до калитки, от дверей лифта до едва ли на треть опущенной решетки, и тыды и тыпы. С одной стороны, это делает фильм доступнее, с другой — заметно упрощает.

Сюжет, наверное, нет смысла расписывать подробно, все равно, лучше википедии этого никто не сделает. Единственное скажу, что мне очень, очень понравилась мозаичная структура, предметы-маячки, связь времен через тексты, кино, музыку, письма, все эти цепочки — козопас цитирует фабрикантку, поводом для бунта которой стал обрывок фильма о бунте редактора в доме престарелых, редактор, который читает рукопись мальчика, что влезал через окно к журналистке, которая читала письма влюбленного музыканта, который, в свою очередь, читает дневник путешественника, и так далее, и тому подобное».

типаГРАФ

«Все взаимосвязано» вещает слоган фильма двух, а точнее трех интереснейших режиссеров современности, громко заявивших о себе десятилетие назад сняв на троих пару восхитительных лент («Матрица», «Беги, Лола, беги»). «Все взаимосвязано» — звучит смело, смело и страстно. Что-то в духе «Это новый мир» или «И разгорится пламя». И действительно, технически фильм вполне соответствует прокаченным амбициям, да и содержательно вроде как не отстает, учитывая первоисточник. От того и столь громкие отзывы тут и там звенящие о величии фильма. О, они звучат как музыка: сложно, циклично, глубоко, философично! Вдохновляет, скажу я вам, до тех пор, пока не посмотришь «Атлас облаков» оказавшийся на деле не более чем блогбастером, да и то не самым лучшим.

Блогбастеры, с начинкой арт-хауса (как нынче модно говорить) сейчас в тренде как никогда (…) Увы, но наличие амбиций еще не делает фильм удачным, разве что придает ему неоправданных претензий, которых и в творении Митчелла было не мало, взять хотя бы родимое пятно. Но Вачовски и Тыквер хоть и следуют сюжету снимают свое кино, превращая каприз с пятном в главный аттракцион и народную забаву для зрителей, эдакую угадайку, показывая одних и тех же актеров по нескольку раз.

(…) Шесть сюжетных линий, повествуют нам о человеческой трансформации и человеческой природе. Тут и там разбросаны громкие фразы, умные слова типа «Солженицын» и «Кастанеда». Вдобавок интересный ассортимент по времени. Казалось бы, что еще нужно для очередной вехи в кино. Но кое-чего все же не достает. Там где должны быть мысли – у Вачовских экшн. Там где должны быть чувства у Тыквера пафос. Абстрагируясь от концепции и монтажа собирая фильм по частям невозможно отделаться от мысли, что зритель снова в дураках. Высосанные из пальца, вторичные и неоригинальные истории, оказываются слишком туполобы и примитивны, все шесть к какой не подойди.

Сложив же пазл воедино в рамках концерта, удивляешься его тривиальности. Цикличность, жажда человеческого рода уничтожать, непременно пожрет самого себя. Эгоизм индивидуума уродует его душу. Эгоизм рода человеческого ведет его к уничтожению. «Сильный слабого съест» — как говорил герой фильма. А еще выбор — поддаться лестнице времен, колизею столкновений, эксплуатации и зверств, ибо таков «естественный» (о, это ни к чему не обязывающее слово!) порядок вещей, или посвятить жизнь созиданию мира и прочим либеральным сантиментам. Знаю, знаю, все это было и не раз.

Первое. История умирающего нотариуса нашедшего смысл жизни после спасения его от смерти человека низшего класса, это если тезисно. И почему оригинальная драма о человеческих пороках, смертях и насилии, превращается в раздутую и напыщенно окрыленную историю одного аболициониста. Во второй опере — нелегкая судьба дискредитирующего себя композитора, внезапно решившегося пойти на отчаянный шаг. Потенциально наиболее психологическая и личная линия оказывается сентиментально расписанным не самыми изысканными мазками недоразумением, где не нашлось место ни стыду, ни прочей драме (почти трагедии) персонажа, ни оголенному нерву. Третий акт, любопытная детективная зарисовочка в духе бульварного чтива эпохи хиппи оказывается скорее пародией на детектив, лишаясь большей части интригующих поворотов и хитроумных уловок. Глава четвертая, наиболее изобретательный (взять хотя бы эпизод с киской) кусок фильма, которую оправдывает и спасает от жевания и идиотии только выбранный для нее жанр. Пятый элемент, вдохновляемая лишь количеством отсылок и реминисценций антиутопия, необходимая для общего воплощения замысла наиболее схематична и проста, как азбука. Может быть, фабриканта и можно сделать орудием революции, но как сделать из него человека, личность? Вачовски дают простой ответ — секс! Ну, тут сразу до свидания. Шестой и последний такт — постапокалиптическое будущее вместо любопытного иносказания в стилистике легенд и мифов, подфильм представляется не менее прямолинейным и жеванным пазлом неспособным на самостоятельное существование.

Так что же было столь ценно в книге и почему первоисточник бестселлер, а экранизация лишь демонстрация амбиций. Ответ прост: Стиль! Шесть истории разбавленных не только временем, но стилистическими изысками, сменяя новояз на диалект постапокалипсиса, Оскара Уайльда на Робинзона Крузо. Целые вселенные, в каждой из которых таится потенциал своего собственного фильма, скрепленные общей философской нитью. Кто мы? Куда мы идем? Без морализаторства, но бесстрастно, гуманно и честно. Фильм же кичится своей философии, облицовывая неосязаемую тональность атласа в Голливудщину. Кино может быть и независимое, но сделано в угоду потребительского мира, скомкано, упрощено, размыто, но с широкой душой, что удивительнее всего. Сними режиссеры трилогию или дилогию уверен, было бы куда меньше патетично сказанных монологов манерно обращенных куда-то за горизонт — в этом создатели уже дошли до пошлости».

«Облачный атлас» (2012) русский трейлер

 

Marizel

«Поле просмотра трейлера, мне показалось — это именно то, что мне сейчас нужно. Идея взаимосвязи абсолютно разных историй из разных времен… Что еще нужно для счастья, кроме как загрузить свою голову на все выходные?
А нет. Не тот случай.

Весь фильм я ожидала, когда же будет та самая взаимосвязь, которая заявлена в слогане к фильму. Прошел первый час… Второй… Пошел третий… А я все сидела и думала, неужели самую развязку и глубокий смысл оставили на последние десять минут? Упс, ошибочка. Титры, свет. Всем спасибо, все свободны.

И ты выходишь из зала с чувством, что над тобой просто кто-то посмеялся. Обещали одно, скормили другое.

Слоган гласил, что все взаимосвязано, наши поступки обязательно повлияют на будущее наших потомков. Четко эта идея проявилась ТОЛЬКО в истории с Сон Ми, которая ни с того ни с сего стала богиней, что ли. Подумаешь, поборолась девушка-биоробот за свободу, попыталась сломать утопичный мир… (уже не говоря о том, что каким-то чудом в этой бездушной машине зародились чувства). Ну да ладно. Я к тому, что это единственная история, которая отразилась четким смыслом в другой, где ей поклонялись. А что с остальными? Косвенное упоминание, это не «повлиять на будущее потомков», не так ли?

Заявленной идеи попросту нет. То, что я увидела, я назвала бы судьбой. Мол, любящие люди, две половинки, обязательно встретятся после смерти в другой жизни.

Фактически же фильм говорит о том, что во все времена нам приходится бороться за выживание в этом мире, за свою свободу, за правду. Идея не нова. Далеко не нова…

Дабы не запутать зрителя окончательно, Вачовски решили, а давайте одних и тех же актеров задействовать несколько раз? А еще и бесполезные родинки в виде комет нарисуем, чтоб все знали, что этому человеку в жизни несладко будет. Спасибо актерам за их прекрасную игру, с ролями справились шикарно. Но в итоге фильм выглядит так, будто это шесть РАЗНЫХ фильмов НИКАК между собой не связанных. Только где-то мелькают письма, личный дневник… А где же глубокая мысль? Где их влияние на судьбы других людей? Увы и ах!

Единственное, что мне очень понравилось, это перевоплощение. Грим шикарный. Пожалуй, из положительного больше ничего».

karabaz

«Вачовски ещё с «Матрицы» прославились своеобразным толкованием буддизма, тремя фильмами попытавшись проиллюстрировать, что весь мир лишь иллюзия.
И вот новая попытка.

(…) Оставим в стороне вопрос, что к реальному буддизму всё это никакого отношения не имеет — это скорее буддизм-на-продажу, с удобной понятной трактовкой реинкарнации, кармы и сансары. Но какое это имеет значение, если хочется верить, а скучные папирусы об этом читать не хочется?

Вот и рождается вначале книжка для отпускного чтения, а потом и фильм. Книжку с её семиста страницами попробуй, прочитай. А тут всего три часа и вся правда и мудрость жизни в удобной упаковке, несколькими сценами мордобоя и погонь на фантастических аппаратах, не хуже, чем в «Матрице». (…)

Изучение истории по Радзинскому, живописи — по Дену Брауну, медицины — по программе «Здоровье» дополнилось изучением буддизма по фильмам Вачовски.

Высшей точкой абсурда и одновременно центральным образом является Мессия-из-пенала Сонми-451. Живя жизнью биоробота, не имея никакого опыта душевных переживаний, она представляет по сути флакон, в который по мысли Вачовски и налили душу. Т.е. никакого личного процесса, и что за столетия реинкарнации накопилось, то и оказалось во флаконе. А если накопилось дерьмо? И сразу в мессии! Т.е. нет диалога с Богом, спора, борьбы с хорошим и плохим внутри тебя, и самое интересное — перечеркивание всех красивых слов про «доброе дело, рождающее новое будущее». Но заморачиваться о таких противоречиях не предполагается — надо успеть показать чуть ли не всю историю человечества, и сформулировать Откровение от Вачовски.

Будь этот фильм, как и книга-первоисточник – развлечением досуга, без претензии на мессианство, без всех этих слов критиков про «реку времени, текущую в разные стороны», было бы нормально. Сегодня Бонд, завтра — Паук, послезавтра — Атлас. Неплохой фильм, реинкарнация множества фильмов разных авторов, в т.ч. и самих Вачовски. Забавный. Но не более.

Впрочем, если фильм кому-то поможет, подарит надежду или вселит уверенность — и на том спасибо! Хотя надо отдавать отчет, что всякое упрощенчество, простые ответы на непростые вопросы — лишь иллюзия, ну как в «Матрице» – вам лишь кажется, что ответ найден, и вера в деда Мороза не может заменить Веру».

mike_bog

Матрица. Перезагрузка

«Невозможно было пройти мимо нового творения братьев, то есть теперь уже не братьев Вачовски. И я не прошел.

Также невозможно избежать аналогий с другим творением тогда еще братьев — фильмом «Матрица». И я не избегу их в своей рецензии.

Правильнее было бы назвать это кино не «Облачный атлас», а «Матрица. Перезагрузка». Здесь мы видим реальную перезагрузку, а не ту искусственную, что была сделана в сериале про матрицу.

«Облачный атлас» — необычное кино, даже очень. Да, по-моему, и раньше были фильмы, в которых рассказывалось несколько историй сразу, но так (не побоюсь этого слова) гениально мало кто может это сделать еще.

С точки зрения зрелищности, сюжета, игры актеров, музыкальной составляющей, спецэффектов придраться вообще не к чему. Всё настолько выверено до мелочей, что душа радуется. Да и участие Тыквера явно пошло на пользу, добавив изрядную долю юмора в повествование.

Но вот внутренняя составляющая… на ней хотелось бы остановиться подробнее.

На мой взгляд психиатра всё это немного напоминает мегаломанический бред. Причем если вспомнить «Матрицу», то идеи Вачовски явно развиваются. Ядро осталось прежним: поиски абсолютной истины, абсолютная свобода, абсолютная любовь, спасение человечества, избранные люди. Развитие в том, что в «Матрице» был один избранный, который спасал «всего лишь» одну цивилизацию. В «Облачном атласе» избранные реинкарнируют на протяжении всей истории человечества, в итоге спасая чуть ли не всю вселенную (осталось, правда, загадкой, от чего именно).

Мысли у братьев/не братьев конечно интересные, но уж сильно возвышенные и оторванные от реальности на мой взгляд. От этого всё это действо больше напоминает даже не утопию, а сказку».

Интересный факт:

Для показа «Облачного атласа» в Китае местная администрация радио и телевидения подвергла фильм цензуре, удалив сцены с демонстрацией обнажённой натуры и эпизоды, «которые цензоры сочли ослабляющими или запутывающими сюжет». Это привело к сокращению ленты на 40 минут. Премьера состоялась 24 января 2013 года.


- Это будет лишь каплей в океане.
- Да, но что есть океан, как ни множество капель?..

из диалогов
Адама Юинга, персонажа фильма

Подводя ИТОГИ, нужно подчеркнуть, что «Облачный атлас» получает у множества критиков в основном положительные отзывы. Его главная идея, с помощью которой и связываются воедино все подыстории, - РЕИНКАРНАЦИЯ. По мнению православного богословия - это ЛОЖНАЯ интерпретация духовности человечества и Божественного устройства мира. Евангелие дарует человеку свободу, а учение о реинкарнации делает человека рабом кармы, а самого Бога по сути лишает любви.

Хотя, в то же время, учение о реинкарнации и имеет некоторые положительные моменты, например, может подтолкнуть к пониманию справедливости (обратите внимание, что весь пафос истории Адама Юинга был направлен, между прочим, на борьбу за отмену рабства), к пониманию того, что есть вечность и жизнь не заканчивается со смертью, однако никакого отношения к христианству это учение не имеет.

... «Самая страшная ложь та, которая максимально близка к истине, но не является истиной».  Если допустить, что человек будет перевоплощаться в другие существа, то кто и за какой период будет отвечать перед Богом?..

Данный о-о-очень важный вопрос, как вы видите, усилиями режиссеров «Облачного атласа» решается довольно таки «фривольно», что запросто может прельстить (что, как мы видим, и происходит, судя по отзывам) и увлечь своей удобной либеральностью и «понятностью» с мирской точки зрения.

НО давайте взглянем на проблему зла и превоплощений с позиции Христианства:

"Учение о перевоплощении носит в современном оккультизме оптимистический характер, тогда как в индийских религиях сансара рассматривается или как помеха к раскрытию своей божественной природы и обретению истинного бытия, или вообще как зло. По сути, учение  «Нью эйдж» о ренкарнации — это некая «кармическая попса», «карма-кола», адаптированная к потребительской европейской ментальности". (с) диакон Михаил Плотников, кандидат богословия, вице-президент Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского

"Сегодняшние несправедливости будут оправданы, когда после воскресения каждый из нас получит тело, которое мы заслужили благодаря справедливому Божиему суду в зависимости от того, как мы прожили нашу жизнь. Каждый из нас будет конкретным человеком и будет очень хорошо помнить все свои деяния.
Затем, воскреснув, каждый будет продолжать существовать как личность, во взаимной любви между людьми, объединившись со всемогущим Богом Вселенной, наделенный индивидуальностью, а не как безликая капля в какой-то безликой нирване". (с) Антоний Алевизопулус, протопресвитер

Подготовил: ВОКИНЖОРД

Рейтинг: 5 (2 голоса)



Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ