Целибат, пираты и грешные зайцы (+Видео)

Протодиакон Андрей Кураев

Некоторые высказывания протодиакона Андрея Кураева хочется оформить в виде фрагментов из «Древнего патерика» — тот же неназидательно-ироничный тон, то же поучение без морализаторства. Публикуем ответы отца Андрея на вопросы после его лекции в Центральном доме журналиста, прочитанной 29 ноября в рамках общедоступного православного лектория, проводимого Патриаршим центром духовного развития молодежи.

СПРАВКА: Родился в 1963 г. Протодиакон.
Кандидат философских наук; кандидат богословия.
Профессор Московской Духовной Академии;
старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения
философского факультета МГУ. В 16 лет поступил в МГУ.
В 21 - окончил философский факультет МГУ по кафедре истории и теории научного атеизма,
поступил в аспирантуру Института философии АН СССР;
учился в Бухарестском Богословском институте; МДА.
Работал референтом Патриарха Московского и всея Руси Алексия;
деканом философско-богословского факультета
Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова;
профессор Свято-Тихоновского Православного Богословского Института.
С осеннего семестра 2004 года основное место работы – МДА
(чтение лекций в Свято-Тихоновском институте (ныне Университете) при этом продолжается).
Член редколлегии сборника «Богословские труды»; Синодальной Богословской Комиссии;
совета по проблемам свободы совести при Комитете Государственной Думы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений. Самый известный из современных русских апологетов, автор множества книг, блестящий лектор, педагог и полемист.

Мученики и дураки

Спросили у протодиакона Андрея Кураева: «Может ли целибатный священник жениться и на каких условиях?» Отец Андрей отвечал:

Конечно, он может жениться. Условие — большая любовь. Но вопрос здесь не в условиях, а в последствиях.

Если не состоящий в браке священник решил жениться — большому кораблю большая торпеда. Семейного счастья тебе, но с этой поры ты уже не будешь священником. Будешь ходить в храм как обычный мирянин, молиться и причащаться.

Официальный фотоархив Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом ставропигиальном мужском монастыре, http://cdrm.fotki.com, Владимир Горбунов www.vgphoto.ru

Есть три решения, которые человек может принимать только в состоянии сумасшествия: о женитьбе, монашестве и принятии священного сана. Такие решения можно принимать только сдуру, поэтому — только в молодости.

Это называется священное безумие. В здравом уме и трезвой памяти такие вещи делать нельзя. На эту тему есть хороший анекдот.

Скончался мужик, подходит к вратам рая, а там очередь. А мужик наш, советский, к очередям привыкший. Занимает место в очереди и бежит вперед, посмотреть, что происходит, почему заторы, что требуют. И выясняет, что затор — из-за того, что во вратах рая стоит апостол Петр и всех интервьюирует: быстро задает вопрос и получив ответ, сортирует: вверх-вниз, в рай — в ад. Мужик ухо приставил, слышит — вопрос: «Женат был?» — отвечаешь: «Да!» — в рай, отвечаешь: «Нет» — в ад.

Довольный идет в конец очереди, спокойно, не нарушая порядка, дожидается. Спрашивает и его апостол Петр:

- Женат был?
А он отвечает:
- Да, два раза!
- В ад.
- Как в ад?! Женатых же в рай!
Петр отвечает:
- Милый мой, рай — для мучеников, а не для дураков.

Так вот, если священник женится после принятия сана, значит, он потерял первую любовь. Вот почему он не может быть священником. То безумство прошло, оно уже потеряно, вследствие чего пришло другое безумство. Но оно к Церкви не имеет никакого отношения.

Пираты и грешные зайцы

Спросили у протодиакона Андрея Кураева: «Как в наше время быть с нарушением авторских прав, скачивая что-то из интернета? Ведь — воровство это грех». Отвечал отец Андрей:

Безусловно, воровство — это грех. Пиратство — это нехорошо.

А теперь в порядке примечания расскажу одну личную историю.
Был год 86-й. Я, уже семинарист, ехал на электричке из Москвы в Загорск. Понедельник, семь утра, вбегаю в электричку.

В Церкви я тогда был еще недавно, был у меня неофитский комплекс — реальных своих грехов не видишь, а мнительность высокая: это грех или не грех — по каждой мелочи. Еду, а на душе кошки скребут: я билет не взял. Грех это или не грех? С одной стороны, очень торопился, бежал, в кассу не успел. С другой стороны, понимаю, что не очень-то и хотел успеть.

Еду я в этих мыслях, и вдруг замечаю, что вдали сидит и дремлет батюшка, преподаватель в семинарии. Подсаживаюсь к нему, бужу и спрашиваю:

- Батюшка, большой ли это грех — что я без билета еду?
К моему удивлению, батюшка задумался. А потом молвил:
- Видите ли, Андрей… Советская власть перед нами в таком долгу…

Подготовила Мария Сеньчукова
Источник:  "Православие и Мир"

Голосов ещё нет

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ