Тема молодежи и Церкви достаточно обсуждаема в последнее время. Проводится большое количество различных конференций, семинаров, фестивалей и слетов для привлечения в нее молодых людей. Для чего? Какой видится молодежи современная церковная жизнь?
Способна ли Церковь ответить на вопросы, которые волнуют молодежь? Каким вызовам подвергаются верующие молодые люди со стороны окружающего современного мира? Сегодня жить по-христиански для молодого человека значит плыть против мощного течения и ориентироваться на забытые уже добродетели и отторгнутые современным миром ценности.
На многие эти и другие вопросы пытались получить ответы студенты и школьники Москвы 19 сентября в музее-усадьба Ясная Поляна, принимая участие в международной конференции «Молодежь и Церковь». В тот день они могли на равных полемизировать с признанными учеными и опытными священниками, принимавшими участие в прошедших заседаниях.
Присутствующий на открытии конференции протоиерей Георгий Ореханов (ПСТГУ) заметил тогда: «На этот раз мы собрались здесь ради школьников, студентов и аспирантов. Они сегодня главные действующие лица».
Во многом благодаря именно участию школьников и студентов разговор на конференции получился откровенным и проблемным. Ребята сами неоднократно говорили на круглых столах о том, что сегодня одной из самых больших проблем для молодого православного человека является агрессивная окружающая среда, всячески «уговаривающая»нарушить седьмую библейскую заповедь «Не прелюбодействуй». Этот вызов оказылся не менее, а то и более тревожным и значимым чем, скажем, вызов информационной эпохи, связанный с информационной перегрузкой и особенностями общения в социальных сетях. Также не так сильно, как этого можно было бы ожидать, внимание молодежи привлекают сегодняшние дискуссии вокруг места Церкви в обществе и о связанных с этим различных происшествиях последнего времени.
Также на конференции обсуждались и такие неполитизированные темы, которые могут волновать любого молодого человека, совершающего свои первые шаги в храме: как общаться и вести себя с неверующими сверстниками? Что значит на деле приходская жизнь и приходская община? Чем настоящая вера отличается от ее различных имитаций?
Доклад Константина Антонова (ПСТГУ) «Христианская правда и научная истина в глазах современного православного студенчества» был посвящен проблеме столкновения в сознании студентов христианской правды и научной истины:
«В сознании молодых людей христианская правда часто не только ограничивает притязания научной истины, что было бы нормально, но попросту делает ее ненужной. Поскольку истина представляется студентам ясной и очень понятной, непосредственно доступной, то задумываться над работой, которую проделали другие исследователи, непредвзято анализировать их работы им представляется излишним. В подобных студенческих работах в глаза бросается, прежде всего, предсказуемость результата. Студенты хотят иметь дело только с конечными выводами каких-то учений, оставляя без внимания тот путь, которым ученый пришел к своим результатам. В большинстве случаев оценка того или иного ученого или философа предшествует его пониманию и определяет его».
Опираясь на конкретные факты, опытом европейских миссионеров в христианизации итальянской молодежи поделилась Е. Маццола, которая рассказала о молодежном итальянском христианском движении Communione e Liberazione («Общение и освобождение»). Она говорила о том, что молодым людям не обязательно ждать, что кто-то сверху Церкви проявит инициативу, чтобы что-то сделать. Можно и нужно работать самим, не дожидаясь чьих-то подсказок.
На конференции неоднократно подчеркивалась и важность помощи молодым со стороны опытных пастырей. Это две стороны, которые необходимо должны дополнять друг друга в христианской работе молодежи и с молодежью.
В то же время говорилось о том, что в современной Европе понятия религиозности и христианской традиции в массовом сознании давно перестали восприниматься как синонимы. По мнению многих социологов в Европе произошел массовый отказ от Церкви и, прежде всего, среди молодежи: «Бога постигло забвение». В этом отношении произошел настоящий разрыв между предыдущими и нынешним молодым поколением. Современная вера и религиозность носят поисковый характер – они складываются из пространства личного опыта и взаимного общения, но не из собственно христианской традиции.
Ситуация в России носит пока менее тревожный характер, поскольку многие молодые люди у нас по прежнему доверяют «вере отцов» – Православию, хотя многие тенденции у нас, к сожалению, уже отчетливо напоминают европейские.
Дискуссии на конференции проходили живо и совсем не официозно. Поначалу среди молодых участников проявлялась некоторая скованность, а потом день ото дня атмосфера становилась все более открытой. И это один из самых главных итогов конференции.
Следующее, пятое заседание Междисциплинарного интеллектуального клуба решено провести весной 2013 года в Ясной Поляне. Тема весенней сессии – «Проблема метода в междисциплинарных гуманитарных исследованиях».
Организаторами выступили Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, музей-усадьба «Ясная-Поляна» и Институт мировой литературы Российской академии наук имени А.М. Горького.
По материалам сайта журнала "Фома"
Отправить комментарий