Размышления о православном богослужении и брачном союзе
На сегодняшней встрече молодежи (5.08.12) речь шла о православном богослужении. Священник сказал, что оно, прежде всего, помогает нам (прихожанам церкви) меняться.
Как известно, человек - «двусоставен». В нём есть душа и тело. Тело напоминает ступень ракеты, которая падает на Землю при её запуске. Точно так же и наше земное тело покинет нас (на время – до всеобщего воскресения), в отличие от нашей души. Поэтому заботясь о своём теле, нельзя забывать о более важной нашей составляющей: душе. Она нуждается в восстановлении и совершенствовании. И мы, по словам о. Сергия, способны восстановить душу, но для этого очень важно и посещение богослужения, исповедь и причастие. Было ещё раз подчёркнуто, что эти действия важны в первую очередь для нас, но, ни в коем случае для Бога. Ведь Бог, о котором учит Православие, не эгоистичное существо, жаждущее бездумного поклонения. Он - Личность. Богослужения и Таинство причастия лечат нас, помогая нам приблизиться к Богу и к нашему спасению, что является первозадачей любого христианина.
В Библии есть такие слова: «Ибо сила Моя совершается в немощи» (2 Кор. 12:9). Говоря это, Апостол Павел имел в виду, что Господь даёт человеку силы трудиться во благо других людей, даже если он болен физически, то есть если его тело повреждено. Этому есть множество примеров из житий святых отцов Церкви, таких как Амвросий Оптинский, и Серафим Саровский, и многие другие. Дело в том, что душа этих людей тянулась к свету и, видя это, Господь давал им силы. Эти люди признаны святыми, и здесь о. Сергием было сделано важное замечание о том, что истинные святые никогда не кичатся своей святостью. Чем духовно «чище» человек, тем больше грехов и недостатков он видит в себе. Но он не унывает, уповая на Бога...
Как «работает» богослужение? Думаю, для многих сегодня было открытием услышать то, что «богослужение – большая икона, по которой мы читаем Евангелие». И действительно, богослужение – это многокомпонентное действо, в котором присутствует и текст молитвы, и иконы, и непосредственно литургия. Через все эти каналы восприятия в человека поступает информация. Кроме этого, в богослужение есть красота, а красота – Божественная составляющая.
Одна девушка спросила, почему богослужение не может вести женщина, и почему при крещении только мужчин вводят в алтарь? Дескать, открытая дискриминация по половому признаку. Оказывается, каждый элемент богослужения символичен и чаще всего отсылает нас к тексту Священного писания. И те действия, которые мы видим, воспроизводят моменты Евангелия. Например, на богослужении в Чистый четверг символично представлены 12 апостолов, которым священник (несущий на себе образ Христа) омывает ноги. Нельзя поместить в этот ритуал женщину, «ведь тогда мы заменим Евангелие». О. Сергий порекомендовал нам книгу Н.В. Гоголя «Размышления о божественной литургии», в которой очень подробно и красочно описаны многие элементы православного богослужения. Возвращаясь к вопросу о том, почему при крещении женщинам нельзя входить в алтарь, было замечено, что этим подчёркивается разница в ответственности. Мужчина как будущий глава семьи входит в алтарь, получая этим самым особое благословение, но он должен понимать, что теперь он несёт особую ответственность перед Богом не только за себя, но и за свою будущую семью.
Решив потихоньку «приучать нас к более твёрдой пище», о. Сергий разобрал с нами главу «Брачный союз» из учебника по догматическому богословию. Не буду пересказывать всю главу (ходите сами – и всё услышите ;)), но отмечу, на мой взгляд, самые важные моменты. Ответьте себе сами вот на какие вопросы: Зачем Адаму нужна была жена? Почему она была создана из ребра? Быть в браке – это грех или нет?
Итак, зачем же всё-таки Адаму была нужна жена? В первую очередь, для общения! Это кажется таким элементарным ответом, но посмотрите, так ли это происходит сейчас с современными людьми? Очень часто сексуальные отношения воспринимаются как основные, главенствующие. К чему это приводит? К изменам, разрывам и разводам. Человек должен, прежде всего, чувствовать себя человеком, а не средством к достижению гедонистических удовольствий. О. Сергий напомнил нам высказывание одной уже пожилой женщины: «Сейчас мужья их любят, а нас раньше еще и уважали». Согласитесь, любовь в мирском понимании в разы слабее уважения. Ева была нужна Адаму именно для общения. Но кроме этого, она была помощницей и «восполняющей» (один из переводов слова «жена» с еврейского). Жена должна восполнять и дополнять мужа, быть его Альтер-эго. Именно поэтому сущность брака такова: "И будут двое одна плоть" (Быт.2:24). «Плоть» - не только в телесном, но и в метафизическом понимании.
Почему же Ева была создана из ребра? Этот вопрос перекликается с предыдущим. «Ребро» с еврейского означает ещё и «бок», «сторона». Ева – вторая половина Адама, дополняющая его.
Грех ли это: вступать в брак? По мнению немногих богословов – да. По-мнению, других – нет. О. Сергий придерживается второй точки зрения. Брак не удаляет двух людей от Бога, а наоборот приближает к Нему. Ведь это совместный труд, подразумевающий отказ каждого из супругов от эгоизма и гордости. И этот труд позволяет им совершать совместный путь в Царствие Божие.
Вот так всё и было. Ну и, конечно, ещё раз хочу пригласить всех на следующее собрание!
Екатерина Калинина
- Просмотров: 6570
Комментарии
Отправить комментарий