Знаем ли мы, во что верим?

кратко о Символе веры

Если спросить случайно собравшуюся группу людей, во что (в кого) они верят, можно было бы получить массу разнообразных, не совпадающих друг с другом ответов. Иногда на огласительных беседах можно услышать совершенно непредсказуемо-невероятные версии – о Троице, о Христе, о конце мира! У современных слушателей огласительных бесед искренняя вера в Бога порой перемешана с искреннейшей верой в гороскопы и знаки Зодиака, присыпана суевериями и немыслимыми вариациями на тему: «что в Церкви можно и что нельзя».

Небесный град

Потому на огласительной беседе о Символе Веры чаще всего объяснение догматов начинается с того, что дается перевод слова «символ» — со-держать, содержание веры. Символ Веры – краткое содержание истин, в которые верит Церковь, тех истин, которые необходимы каждому человеку для спасения от духовной гибели. Человек пришел к Богу, поверил во Христа. Теперь ему открывается содержание веры, его начинают оглашать. Потому что христианство – это не просто чувство, эмоция, но это – встреча с Истиной, трудный подвиг принятия ее всем существом.

Затем следует небольшой экскурс в историю создания Символа Веры. Зачем вообще понадобился Символ Веры? Первые христиане в нем не нуждались, так пламенна была их вера, они видели Самого Бога, что было еще им объяснять? Затем наступили годы тяжелейших гонений, а в начале IV века в Церкви возникли большие споры, касавшиеся учения о Христе как о Боге. Потребовался общий (в отличие от местных, крещальных), единый для всех христиан Символ Веры. Первый Вселенский Собор в Никее выработал первые 7 членов Символа, спустя несколько десятилетий, на втором Константинопольском Соборе Символ Веры был дополнен ещё 5-ю частями и получил название Никео-Цареградского, общего для всей Вселенской Церкви. На третьем Вселенском Соборе в Ефесе было постановлено, чтобы Символ Веры оставался навеки неприкосновенным. Истина одна – и она неизменна.

С этих пор Символ Веры является всеобщим выражением веры, обязательным для всех христиан.

Что же означает первое слово Символа Веры – «верую»? Мы говорим: я думаю, завтра будет снег – это предположение. Смешно было бы сказать: я верую, что завтра пойдет снег. Мы говорим: я знаю, что дважды два = четыре. Это факт. А чему соответствует во мне: я верую? Ведь если это слово есть в словаре, оно должно что-то выражать! А я в данном случае говорю о том, чего не вижу, не слышу, не могу доказать формулой, не могу потрогать руками, к чему не имеет отношение никакое «дважды два четыре», но верой своей я прикасаюсь к другому измерению и чувствую присутствие Бога. Как сказал Апостол Павел, вера – это «обличение вещей невидимых». Вера – это тайна встречи человеческой души с Богом, вера – это путь к Нему, это радость, это свет, это любовь.

Что такое счастье? Что такое радость? Не испытав их, нельзя объяснить словами… даже когда мы говорим о счастье, которое имеет причины! Исчезнут причины – исчезнет мимолетное земное счастье. Но верующему человеку на опыте открывается безмерное счастье Встречи с Богом.

В этом смысле веру можно назвать чудом и тайной…Откуда в душе эта радостная и страшная несомненность присутствия, встречи, дух захватывающей Любви? Не могу объяснить ее словами. Потому что все слова – о земном, о видимом, о фактах! А опыт веры – несомненно свыше. Это прикосновение к Иному, и душа это знает, и радуется. И весь Символ Веры – свидетельство реальности этой встречи души и Бога.

Первый Вселенский Собор

Так из чего же состоит наша вера?

Вера во единого Бога – начало начал и основа христианства. Вера в то, что Он является нам Отцом, и в этой вере уже заложена наша ответная любовь к Нему. Вера в то, что Бог Отец является Вседержителем и Творцом Неба и Земли, что мир имеет начало и конец, имеет смысл.
Вера во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного – сердцевина христианства, его «уникальность».
Вера в Спасителя, нас ради и нашего ради спасения сшедшего с небес. Знаем ли мы, от чего нас сегодня нужно спасать и нужен ли нам Спаситель?
Вера в рождение Христа От Духа Святого и Марии Девы. Здесь остро проявляется вопрос о разуме и его границах.
Вера в Христа, распятого за нас, страдавшего и погребенного. Свидетель нашей нечистоты был распят и убит, как уничтожаются свидетели преступлений…
Вера в воскресение Христа. Самая сердцевина христианства! «Если Христов не воскрес – вера ваша тщетна» (Апостол Павел)
Вера в восшествие Спасителя на небеса. Вера в то, что Христом и нам открыт путь к духовным вершинам, соединению с Богом, и нас Он вбирает в орбиту поднятия на духовные Небеса.
Вера в то, что Христос еще придет со славою «судити живым и мертвым». Страх суда, правда, в последнее время уступает место страху не перед судом, а перед биологической смертью. Переставить бы акценты!
Вера в Духа Святого – в присутствие Бога везде и всегда, в Его животворную силу, дающую нам духовное рождение.
Вера во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь – новый народ, народ Божий, соединенный не земными интересами. Но верой и любовью ко Христу, опытом Его присутствия в нашей жизни
Вера в едино крещение во оставление грехов – это добровольная самоотдача Христу. И получение от Него Жизни.

Итогом всей нашей веры является ожидание воскресения мертвых и ЖИЗНИ БУДУЩЕГО ВЕКА. Это ожидание радости приближающегося счастья. Это внутренняя, умом не доказуемая уверенность, что человек призван к вечности!

Идет жизнь, приносит свои печали и радости. Но если когда-то вошла в душу вера, если состоялась встреча со Христом, если мы полюбили лучезарный образ Пречистой Девы Матери, услышали внутри себя голос, всегда зовущий домой, к небесному отечеству, то в глубине моей жизни засияет свет, которого не забуду. Не предам тихой радости новой жизни во мне.

Информация подготовлена М. Нехорошевой
с использованием материалов
книги А. Шмемана «Символ Веры»

Источник: "Экклезиаст"
Журнал вопросов и ответов о Православной вере

Голосов ещё нет

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ