Зачем на иконе нужны символы?
Когда человек приходит к вере, для него неизбежно открывается реальность того, что в Православной Церкви все символично: вся жизнь Церкви, начиная от Богослужения и одежд священнослужителей, до церковной архитектуры и правил поведения в храме, проникнута символикой. Почему так сложилось? Мне кажется, что это следствие постоянно присутствующей в Церкви устремленности к горнему, невидимому миру. Небесная реальность непостижима для нашего разума. Именно поэтому в Евангелии, говоря о Царстве Небесном, Спаситель использует язык притч, через привычные слушателям образы раскрывает сложные духовные истины. Так и в образном и художественном строе иконы обязательно присутствует символика. Мы видим ее в сюжете, в красках, в золоте фона, в какой-нибудь, на первый взгляд, незначительной детали. Символический подтекст дает нам понять, что образ неоднозначен, помогает – иногда вопреки логике – постигнуть глубинный смысл изображенного.
Многие символы давно уже стали частью нашей жизни. Так, например, один из самых главных христианских символов – Крест, являющийся символом нашего спасения, напоминает нам и о скорби Голгофы, и о радости Воскресения. А изображенный в руках святого, он показывает зрителю, что перед ним, скорее всего, образ мученика. В то же время с крестом в руках изображаются святые, прославленные за проповедь христианской веры и почитаемые в Церкви как равноапостольные: святая царица Елена, мать императора Константина, святая Нина, просветительница Грузии.
Почему иконы должны быть каноничными?
Часто слово «канон» применительно к иконописи несет в себе отрицательный заряд, поскольку вся история искусства подается читателю как прямая и непрерывная линия развития от искусства примитивного, связанного определенными правилами, то есть каноном, к искусству «свободному», в котором нет никаких преград смелым фантазиям и безудержным порывам человеческого духа. Главным критерием такого искусства становится понятие «самовыражение».
Стоит, однако, напомнить, что понятие «канон» — древнéе иконы. Например, в рамках канона развивалось искусство и Древнего Египта, и Древней Греции. И нам хорошо известно, что прежде чем то или иное явление в искусстве древних цивилизаций становилось каноническим, несколько поколений мастеров проходили путь рискованных экспериментов, поисков, поражений и ошибок. И лишь когда ключ к решению той или иной задачи был найден, это решение переходило в разряд канонических. В этом контексте канон равнозначен не ограничению, а открытию нового измерения в искусстве, некой закономерности, используя которую, новые мастера могут подниматься к вершине совершенства. В древнеегипетских рельефах и в древнегреческой скульптуре канон определял прежде всего пропорции, числовые соотношения между частями человеческого тела.
Иное дело иконопись, главная задача которой — явление Истины. Истинными иконописцами считались богословы. Именно они направляли своим духовным опытом руки иконописцев, чтобы посредством иконы Церковь являла миру евангельское откровение через образ Христа. Верность канону в иконе — это прежде всего верность евангельской правде. Мы никогда не спутаем изображения Крещения и Благовещения, потому что канон выделил и закрепил основные, значимые с богословской точки зрения приметы этих событий Священной истории. Мы никогда не перепутаем Николая Чудотворца с Иоанном Златоустом, потому что канон определил и транслировал грядущим поколениям самые существенные черты их облика. Но охранительные рамки истинности отнюдь не препятствовали развитию творческой мысли иконописца, напротив, они заставляли вникать в текст, в содержание, чтобы, пропустив его через себя, найти те особые приемы и формы, которые могут донести до современного ему зрителя тончайшие нюансы глубоко личного прочтения сюжета. Личное прочтение — это отнюдь не самовыражение, основанное на внимании к себе самому. Это способность сохранять предельную чувствительность к Истине и выражать свой опыт соприкосновения с ней. Поэтому средневековые мастера умели извлекать из традиционных иконографических изводов, как из музыкальной партитуры, бесконечное разнообразие смысловых оттенков и художественных решений.
Почему христиане пишут иконы,
а у мусульман и иудеев их нет?
Вы когда нибудь задумывались о том, как бы мы жили без икон? Подумайте, мы все привыкли, что иконы всегда были, есть и будут. А ведь их могло и не быть. Потому что две другие авраамические религиозные ветви — ислам и иудаизм — не имеют икон. Они строго следуют букве Священного Писания. В Десяти заповедях, которые дал Моисею Бог, говорится: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им...
Почему же тогда христиане пишут иконы и почитают их? По преданию, первую икону нам дал сам Спаситель. Когда эдесский царь Авгарь послал ко Христу художника, чтобы тот изобразил Спасителя, то художник не смог этого сделать, тогда сам Христос приложил к своему лицу плат и на нем отобразился его пречистый лик. Следующим, по преданию, был плат Вероники. Кроме этого у нас есть Туринская плащаница. Люди стали изображать Христа, потому что в Нем Бог открылся людям видимым образом: …воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого (2 Кор 4:4). Икона (Icon) — по-гречески «образ». Спаситель, Бог Сын, воплотился в человеческом естестве, и поэтому стало возможным изобразить Его. Святой Феодор Студит говорил: «Итак, раз Сын Божий стал Человеком, то Его и следует изображать как человека».
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Источник: "Фома"
- Просмотров: 6299
Отправить комментарий