Уныние - один из 7 смертных грехов человечества
21 февраля 2016 г. Молодежная встреча в продолжение темы «7 смертных грехов». На этот раз говорили о тягчайшем грехе – об унынии. На вопросы ребят отвечал иерей Григорий Куликов, диакон Виктор Дрожников и Курилов Владимир Константинович (член Союза художников России, художник-иконописец, реставратор).
Начали размышления с того, что человек испытывает некоторый спектр похожих чувств – а называют их по-разному: тоска, отчаяние, грусть, хандра, депрессия, уныние...
Но вот как смертный грех христиане выделяют особо лишь «уныние», которое проявляется в лености ко всякому доброму делу, в особенности к молитве, далее – оставление молитвы и душеполезного чтения, невнимание и поспешность в молитве, небрежение, неблагоговение, праздность, многоспание, празднословие, кощунство, забвение заповедей Христовых, нерадение, лишение страха Божия, ожесточение, нечувствие, отчаяние. Уныние порождается леностью. И по сути – это продолжительное «тоскование» по тому, чего недостает человеку.
Чувствования как печаль и грусть бывают даже хороши для человека. Многие творческие люди вдохновляются и "выдают" прекрасные произведения именно в таком состоянии. Но затяжная тоска, уныние, парализует волю человека и ввергает его в отчаяние, в котором и рукой подать до самоубийства…
В процессе беседы поразмышляли и над таким важным фактором, как влияние окружения и обстоятельств на переживания человека. Любой человек имеет право на свободу, на личный выбор – как относиться ко всему вокруг, приходить ли в отчаяние или взяться за работу засучив рукава.
Унынием принято считать общее расслабление душевных и телесных сил, соединенное с крайним пессимизмом. Но важно понимать, что уныние наступает у человека вследствие глубокой рассогласованности способностей его души – ревностности (эмоционально окрашенного стремления к действию) и воли.
В обычном состоянии воля определяет для человека цель его устремлений, а ревностность является «мотором», который позволяет двигаться к ней, преодолевая трудности. При унынии же человек направляет ревностность на свое нынешнее, далекое от поставленной цели состояние, а воля, оставшись без «двигателя», превращается в постоянный источник тоски о несбывшихся планах. Эти две силы унывающего человека вместо движения к цели как бы «тянут» его душу в разные стороны, доводя ее до полного изнеможения.
Такая рассогласованность — результат отпадения человека от Бога, трагическое следствие попытки устремить все силы своей души к земным вещам и радостям, в то время как даны они нам были для устремления к радостям небесным.
Рекомендуем к просмотру по теме:
Протодиакон Андрей Кураев – Уныние
(из цикла «Со своей колокольни»)
Протоиерей Андрей Ткачёв – Уныние и отчаяние
(из цикла «На сон грядущим»)
От чего происходит уныние? Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов
По страницам передачи "Русский час" - вопросы и ответы - 2006-04-11
«Наша Жизнь. Почему уныние – грех?» – Протоиерей Виктор Тимонин
Подготовил: ВокинжорД
Фото: брат Серафим
- Просмотров: 5745
Отправить комментарий