Протоиерей Игорь Гагарин

Всех без исключения Святых мы называем Угодниками Божиими. Само по себе слово "угодник" обычно вызывает не лучшие ассоциации. Угодливость никогда не считалась положительным качеством. Никому не приятен грибоедовский Молчалин, для которого умение угождать тем, кто выше и сильнее, было главным средством добиваться поставленных жизненных целей. Понятно, какими низкими и мелкими были эти цели. 

Однако не всегда угождать людям плохо. Ведь что значит - угодить? Значит порадовать, сделать что-то такое, что человеку понравится. Разве не должны мы стремиться к тому, чтобы радовать дорогих нам людей?! Важно только, чтобы угождение было проявлением искренней любви, а не средством добиться расположения человека и проистекающими отсюда возможностями. Если же угождаем не из любви, а из корысти или тщеславия, то грешим одним из самых постыдных грехов - человекоугодием.

Святитель Феофан Затворник называл человекоугодие одним из главных источников всех остальных грехов. Мало кто совершенно чист от этого. Речь даже не всегда идет об угодливости в самом прямом смысле этого слова. Но многие ли совершенно равнодушны к тому, что говорят и думают о них окружающие, нравятся они им или нет, уважают ли их, замечают ли, ценят ли и пр. А ведь любая забота о том, чтобы понравиться, чтобы оценили, чтобы похвалили - уже человекоугодие. 

Все меняется на совершенно противоположное, когда речь идет об угождении Богу.

Наш современный замечательный педагог, игумен Георгий Шестун, прямо говорит о Богоугождении как о главной задаче человеческой жизни. Что это значит, богоугождение? Быть такими, какими хочет видеть нас Бог, делать то, что Он заповедал нам делать и воздерживаться от того, что мерзко Ему. В той мере, в какой у нас это получается, в той мере удается нам богоугождение, которое не только не имеет ничего общего с человекоугодием, но прямо противоположно ему.

Чем может угодить человек Богу? С одной стороны, для каждого, кто читает Писание, это совершенно ясно. Но в любом деле, помимо теории, важна практика, то есть - конкретные примеры. И их у нас не мало. Церковью прославлены тысячи Святых. Их жития доступны нам. Но именно многочисленность угодников Божиих, различие их подвигов, с другой стороны, вызывает желание найти самое главное, самое ценное в очах Господа. И Господь исполняет это наше желание. Дух Святой, живущий в Церкви, питающий и наставляющий Ее, Сам указывает верующим, чей пример, чье житие, чей подвиг особенно близок Его сердцу.

Каждого Святого, повторю, мы называем угодником Божиим. Но есть один, к имени которого это слово приросло. Речь, конечно, идет о Святителе Николае, чью память мы празднуем 19 декабря. Православный народ называет его Николаем Угодником. Это имя не является официальным, его нет ни в каком церковном календаре, но оно настолько прочно закрепилось в церковном сознании, что без сомнения является прямым Божиим указанием на то, кто из всех Его угодников - Угодник с большой буквы, на то, какое дело из всех человеческих дел наиболее дорого Богу.

Святитель Николай, без преувеличения можно сказать, - самый любимый в Православном народе святой. Если спросить о причинах такой любви простого, "некнижного" верующего, ответы будут примерно такими: "Он самый добрый", "Он всем помогает". "У него, чего не попросишь, сразу исполняет". Доброта, готовность прийти на помощь быстро и без промедления, мгновенный отклик на любую нужду, любую боль, опасность, трудность - все это мы называем милосердием, деятельною любовью. Именно, подчеркну, деятельною. Все мы кого-то любим, но всегда ли эта любовь выражается в делах, а не остается только чувством, переживанием?

То, что милосердие в первую очередь будет учитываться на последнем Суде, для нас - не новость. Кто не помнит Евангельских слов, читаемых ежегодно в Неделю о Страшном Суде: "....ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мтф.25:35,36). При этом Господь добавляет, что все доброе, сделанное любому человеку, Он принимает, как сделанное лично Ему.

Житие Святителя Николая рассказывает нам о многих добрых делах, совершенных Святым. Добро всегда делалось тайно, более всего св. Николай не хотел человеческой славы. Но, как написано, Господь, видящий тайное, воздает явно. И чем более тайно совершается добро человеком, тем более явно будет указывать на него Господь.

Но дело даже не в прославлении. Ведь если мы начнем расспрашивать людей, а чем и как вообще помогал Николай Чудотворец, большинство едва ли вспомнят его житие. Чаще всего будут говорить о многочисленных случаях чудесной помощи уже в наше время, спустя много лет после его преставления. О чем это говорит? О том, что если человек всю свою жизнь посвятил деятельной любви, если вся она наполнена состраданием, добрыми делами, то даже смерть не помешает делать это и дальше.

Нет большей радости, чем видеть результат сделанного тобою добра. Эта радость переполняет сердце благодарностью к Тому, без Кого ничего хорошего мы не можем совершить. Кто понял это, кто ценит эту радость превыше любой другой, у того она не только не будет отнята с приходом смерти, но наоборот возрастет многократно. Ведь количество добрых дел, совершенных Николаем Угодником при жизни как бы ни было велико, неизмеримо меньше того, что сделал он уже после завершения земного пути.

Источник: Журнал для настоящий пап "БАТЯ"

Голосов ещё нет

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ