Советская классика на киноклубе - "В бой идут одни старики"

Советская классика на киноклубе - "В бой идут одни старики"

14 марта КИНОклуб "Мир в кино" устраивал показ картины из рязряда советской классики о войне - фильм «В бой идут одни «старики» (1973 г.), реж. Леонид Быков.

Сложно и невозможно судить о таких фильмах объективно. Тем более, что, не смотря на некоторые технические изъяны, оно прошло проверку временем, и вот уже более сорока лет, почти каждый, кто понимает, что такое война, хоть раз в году, хоть мельком, но видит где-то этот фильм. Это что-то, да значит.

Кратко о фильме:

Эта эскадрилья стала «поющей» — так капитан Титаренко подбирал себе новичков. Его «старикам» было не больше двадцати, но «желторотиков», пополнение из летных училищ ускоренного выпуска, в бой все равно, по возможности, не пускали.
Им еще многое предстояло испытать — и жар боев, и радость первой победы над врагом, и величие братства, скрепленного кровью, и первую любовь, и горечь утраты… И настанет день, когда по команде «в бой идут одни старики» бывшие желторотики бросятся к своим самолетам…

Предлагаем вашему вниманию рецензию на фильм
от пользователя под ником Чемпион сайта Кинопоиск.РУ

Фильм «В бой идут одни «старики» безусловно, следует считать пиком как режиссерской, так и актерской карьеры Быкова. С одной стороны он всегда хотел снять фильм о военных летчиках, потому сие творение не было какой-то пробой пера или очередной заурядной работой. Оно стало фильмом, идею создания которого режиссер вынашивал очень давно, в которую он вложил всю свою любовь. Здесь и любовь к Родине, верность патриотическому долгу, любовь к полетам и авиации, любовь к музыке, которая также была известной страстью Быкова, в конце концов, просто любовь к человеку, гуманизм, сострадание, проявление братских чувств, любовь между мужчиной и женщиной — все это нашло свое отражение в фильме. Быков создавал его наперекор всему. Создателям приходилось работать в условиях ограниченного финансирования, актеры не были премированы, даже, когда всесоюзной успех фильма стал очевиден. Плюс к тому постоянно не хватало реквизита, а ведь чтобы снять реалистичный фильм о самолетах, необходимо определенное техническое оснащение и немалое мастерство постановщиков. Скепсис руководящих органов, как от политических структур, так и со стороны киноруководства был столь велик, что даже законченному фильму весьма неохотно давали дорогу на большой экран, дескать, не содержит эти картина необходимого патриотического посыла, да и про войну снимать нынче не принято. Лишь восторженные отзывы бывших фронтовиков, их заступничество во многом позволило этому фильму, наконец, предстать перед большой публикой. Наверное, шедевры создаются именно так, сквозь пот, стертые в кровь руки и бессонные ночи свих творцов.

И это был невероятный успех. Картина постоянно входит в число лидеров во всяческих рейтингах и опросах, посвященных как фильмам о войне в частности, так и всего отечественного кинематографа в целом. Ее запоем смотрит уже ни одно поколение. Она практически целиком разошлась на цитаты и афоризмы, чему немало поспособствовала выдающаяся актерская игра. В первую очередь речь идет, конечно, о самом Быкове, который в очередной раз предстал в своем фирменном образе простого, но необычайно очаровательного и душевного украинского хлопца. Не подкачали и остальные артисты, явив на экране образец подлинной дружбы, взаимовыручки, самопожертвования и верности своему долгу.

Особого шарма картине придал тот факт, что в основе не сюжетной линии, в основе судеб экранных персонажей лежат реальные факты, собранные по воспоминаниям и рассказам военных летчиков.

Другим удивительным достижением можно считать, что в результате получился фильм о войне, в котором война предстает скорее фоном. Герои живут, шутят, ругаются, радуются, грустят и даже влюбляются на фоне ежедневных боевых столкновений, каждое из которых, может, оказаться последним. Даже на войне человек остается человеком, картина постулирует, что такие вещи, как любовь, искусство, истинный гуманизм намного сильнее смерти, сильнее жестокости и всего того плохого, отвратительного и бесчеловечного, что несет собой война. И это именно то, чему следует поучиться создателям современных «киношедевров» подобной тематики. Она оставляет светлое чувство, даже не смотря на боль от утрат.

 

Интересные факты:

  • Поющая эскадрилья на самом деле существовала во время Великой Отечественной войны.
  • История Героя Советского Союза Надежды Поповой и Героя Советского Союза Семёна Харламова легла в основу любовной линии фильма.
  • Еще в 1967 году Леониду Быкову предложили поставить картину о летчиках по сценарию Владимира Кунина «Хроника пикирующего бомбардировщика». Однако он непременно хотел включить в нее песню Смуглянка, что было категорически отвергнуто Куниным. Свой замысел о летчиках, поющих «Смуглянку», Быков воплотил в ленте «В бой идут одни «старики».
  • Руководство Госкино запретило фильм, ссылаясь на то, что он на самом деле не о войне. Однако когда сценарий показали командующему ВВС СССР Александру Покрышкину, он прямо на весь лист поставил резолюцию: «Вот это и есть война!».
  • Занимает по посещаемости 61-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката.
  • Изначально Леонид Быков хотел снимать фильм цветным. Но цветная пленка, которая лежала на студии Довженко, давалась только на соцреалистические фильмы. Быкову говорили: если будешь снимать под заказ фильм о трактористах – дадим цветную пленку. На фильм о войне дали только черно-белую.
  • Роль советских истребителей в фильме исполняют учебно-тренировочные самолёты Як-18, роль Мессершмитта — чехословацкий спортивно-пилотажный Злин Z-326 Акробат. Пилотированием занимались лётчики ДОСААФ. Настоящие истребители времён второй мировой появляются только на вставках с кинохроникой.
Рейтинг: 5 (1 голос )



Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ