Образы семьи в современной культуре: кризис нравственности или «новые возможности»?
Сретенье Господне – это семейный праздник. Тема семьи, ребенка, Младенца-Спасителя, принесенного в храм, – все это символически соотносится с тем, о чем мне хотелось бы сказать.
Поскольку предмет моих размышлений – сегодняшняя ситуация, начать мне хотелось бы с тех прямо или косвенно связанных с семейными ценностями образов, метафор, которые мы встречаем в современной массовой культуре. Многие интеллектуалы сейчас ссылаются на выдающегося мыслителя ХХ века Маршалла Маклюэна, который еще в середине прошлого столетия назвал человечество, обладающее новыми информационными технологиями, «глобальной деревней», в которой практически любые расстояния становятся легко преодолимыми и информация передается почти мгновенно.
Вслед за Маклюэном мы можем сказать, что СМИ, массовая культура, во многом и создающие эту «глобальную деревню», очень сильно влияют на наши представления о мире, поведение, в том числе на наше отношение к семейным ценностям, к интимной жизни.
Первая книга Маклюэна называется «Механическая невеста: фольклор индустриального человека» (1951 год). Она повествует о том, чем живет человек в обществе потребления, какие образы и идеалы предлагает ему популярная культура. Интересна сама метафора, вынесенная в заглавие – «механическая невеста». Это выражение Маклюэн позаимствовал у французского художника и писателя Марселя Дюшана, придав ему глубокий символический смысл.
Почему же невеста «механическая»? М. Маклюэн анализирует рекламу своего времени, т.е. 40-50 годов ХХ века. В ней он находит чисто потребительское отношение к женщине, которая в массовой культуре, особенно в рекламе, перестает восприниматься как целостное живое существо, личность, а изображения женского тела используются как средство усиления желаний и потребления. Так, автор книги, к примеру, обращает наше внимание на рекламу колготок «На пьедестале». В этой рекламе показаны женские ноги в колготках, стоящие на пьедестале. Вслед за Маклюэном мы можем «расшифровать» это изображение как определённое отношение массовой культуры к женщине, переосмысление тех ценностей, которые всегда регулировали отношения между мужчиной и женщиной. Женщина становится неким механическим «объектом», который даже можно конструировать согласно своим желаниям.
И здесь не мешало бы задуматься о том, как образы подобного рода могут влиять на отношение молодых людей к семейной жизни. В данном случае, приобретая такую утрированную форму, «раскрепощая» желания и стимулируя коммерческий успех заказчиков, реклама разрушает традиционные семейные ценности и, даже более того, вообще начинает влиять на наши представления о том, кто такие мужчина и женщина и какими могут быть отношения между ними.
В связи с этим мне хотелось затронуть еще одну проблему, тесно связанную с семейными ценностями, образами семьи. Дело в том, что семья всегда представляла собой то пространство, где формируется человек, и поэтому экспериментирование с семьей означает и возможность экспериментирования и над человеком как таковым, возможность его конструирования и переконструирования.
Как известно, с возрастом наше тело теряет свою прежнюю физическую форму…Почему бы тогда его не «усовершенствовать»? Подобная идеология вмешательства в природу людей распространяется сейчас во всём мире. В отношении семьи это выражается в таких «технологиях», как дети из пробирки, суррогатное материнство и так далее. Человек в каком-то смысле перестает быть тайной Божественного творения и превращается в результат «проектирования», различных экспериментов. Судьба ребенка в итоге может зависеть от того, чего пожелали и за что заплатили его родители-заказчики. Нередко именно так представляют себе возможность появления детей у гомосексуальных пар идеологи «семейной революции», происходящей в современной массовой культуре…
В завершение хотелось бы сказать о том, что семья – это ни много ни мало исток человека как сознательного существа, личности, и потому любые радикальные изменения в укладе семьи неизбежно приведут к изменению человека как такового. Разрушение семьи чревато разрушением личности ребенка, возникновением у него негативного самоощущения, что может стать трагедией всей его жизни. Очень четко эта проблема обозначена в «Основах социальной концепции РПЦ»: «Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут подменить иные социальные институты. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в известной мере неизгладимый отпечаток на всю их последующую жизнь».
- Просмотров: 6407
Отправить комментарий