О возможности брака между крестными, о чудесном лове рыбы и молитве "Отче наш"
Воскресная молодежка, 11 октября. На вопросы ребят отвечает священник Григорий Куликов, глава молодежки. А вопросы на этой встрече были сгруппированы вокруг темы Крещения. Один из аспектов, который почему-то волновал молодежь – могут ли крестные родители одного ребенка вступать в брак? Будет ли им мешать их приобретенное духовное родство, есть ли канонические запреты и где б этом написано?..
Отец Григорий дал достаточно развернутый и обоснованный ответ на вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Ведь два восприемника при крещении – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый…
Приведём цитату из книги «Церковное право» протоиерея Владислава Цыпина:
Препятствием к браку является также и наличие духовного родства. Духовное родство возникает вследствие восприятия новокрещенного от купели Крещения. После того, как установилась практика иметь восприемника и восприемницу при Крещении, император Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что "ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку, как это". Отцы Трулльского Собора в 53-м правиле запретили браки между восприемниками и родителями воспринятых. В "Базилике" запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3 степень; воспринявший кого-либо от Святого Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением Константинопольского Синода, имевшим место при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111 гг.), наличие духовного родства до 7 степени включительно, подобно кровному родству, признано препятствием к браку. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь в первой степени — мать воспринятого и восприемника. Однако в указе Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми восприемника и воспринятым и между восприемником и воспринятым. Синод находит препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и восприемником, а также родителями последнего. Между тем, по законам Греческой Церкви, не только "духовные брат и сестра", т.е. лица, воспринятые одним и тем же восприемником, но их потомки до 7 степени духовного родства не могут вступать в брак.
Подробнее о церковных правилах вступления в брак читайте по ссылке на портале ПравМир.RU
Важным и практически непреложным элементом молодежной встречи очень часто является обсуждение евангельского (или апостолького) воскресного зачала. В неделю 19-ую по Пятидесятнице Церковь предлагает чтение «О чудесном лове рыб» (смотри Евангелие от Луки, глава 5, стиизи 1-11). После вдумчивого обсуждения с ответами на возникающие по тексту вопросы, мы перешли к заключительной части молодежной встречи.
Напоследок у нас осталась тема по молитве Господней – «Отче наш». Помогал в качестве модератора беседы брат Серафим, интересно и ярко построчно комментируя текст молитвы, задавая наводящие на понимание смысла вопросы ребятам.
Предлагаем вашем вниманию два видеоролика из цикла передач протоиерея Андрея Ткачева «На сон грядущим», связанные с разбираемой нами темой.
Текст: Виктор Дрожников
Фото: брат Серафим, Екатерина Алексеева
- Просмотров: 5880
Отправить комментарий