О почитании Девы Марии
Почему Дева Мария занимает такое высокое место в Православии? Православные действительно весьма высоко почитают Марию, как наибольшую из всех людей, святых, ибо она удостоилась стать Богоматерью и родить самого Бога Иисуса Христа. Для Нее, единственной из всех существ земных и небесных, Иисус является не только Господом, но и Сыном! (Потому Она и называется "честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим).
Основания для почитания Ее находятся в Писании прежде всего. Мария пророчествовала сама о том, что Ее будут весьма почитать: "Отныне будут ублажать меня все роды" (Лк. 1:45). А также: "...сотворил мне величие Сильный" (49 ст.). Кроме этого, Ангел и Елизавета засвидетельствовали Ей то, что она "благословенна между женами" (41-42 ст.).
Почему же мы не ублажаем Марию, если она предсказала, что ублажат Ее все роды? Почему мы не величаем Ее, если сотворил Ей величие, т.е., сделал Ее великою Сам Господь?
В Православии же действительно величают и ублажают Марию так, как Она и предсказала, и поют Ей тропари, которые начинаются как раз с этих слов: ублажаем и величаем.
Теперь давайте рассмотрим еще некоторые свидетельства того, как ранняя Церковь относилась к Деве Марии. Можно без труда заметить отличие между тем, как относилась к Ней ранняя Церковь и тем, как относимся мы к Ней сейчас. Златоуст в литургии (в IV-м веке) не написал чего-то нового по сути, а лишь более стройнее и в более сжатой форме выразил то, что было в Церкви и до этого. К тому же даже Рогозин, ненавистник Христа и Его Церкви, признает, что в 4-м веке Церковь находилась в прекрасном состоянии, "была еще сильной верой... истинной". Так вот, в литургии Ап. Иакова, Василия Великого и Златоуста находятся такие слова о Деве Марии: "Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию..." - и далее: "Достойно есть яко воистину, блажити Тя Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего". Это вы можете услышать в каждом храме и найти в каждом служебнике. Эти литургии и по сей день служатся в Церкви. Когда я это впервые прочитал, то сразу подумал: "Это не мог написать Златоуст тогда, а придумали позже и ему приписали". Но когда я спросил одного из наших преподавателей об этом - он легко подтвердил: "Это написал Златоуст, ну и что?" (Хотя, опять же, Златоуст не был автором этих слов, а лишь укоротил литургию Ап. Иакова, и эти слова были там уже в I-ом веке.). Ну, как "ну и что"? Ведь кто из нас может о Деве Марии сказать хоть что-то подобное? А ведь Церковь с самого начала так к Ней относилась.
В приведенной выше цитате из литургии I-го века Пречистая Дева также называется "Славной Приснодевой" и "блаженной Богородицей", а мы ведь ни Приснодевой (т.е., всегда девственной) Ее не считаем, а думаем, что у Нее еще дети были, ни Богородицей не называем (Хотя Елизавета прямо называет Благословенную Деву Матерью ее Господа. Ведь если Христос Бог, а Дева Мария родила Христа, то она и есть Богородица). Но св. Богородица осталась Девой и по рождестве Христа. Пророчество о приснодевстве Марии Церковь усматривает в Иез. 44:2: "И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены". В это Церковь верила с самого начала. Св. Григорий Нисский говорит: "Одна и та же и Матерь, и Дева; ни девство не воспрепятствовало Ей родить, ни рождение не нарушило девства" ("Православно-догматическое богословие", том II, с. 69.).
Кирилл Александрийский писал: "Единородное Слово Божие... происходит от Девы не разрешив своим зачатием девического пояса и не расторгнув его рождением, но сохранив целым и неприкосновенным".
Златоуст, недоумевая пред величием премудрости Божией, вопрошает "Как Дева рождает и остается Девою?"
Так же учили Ириней Амвросий, Евсевий, Амфилохий, Григорий Богослов, Ефрем Сирин, Августин, Лев Великий и др.(См. эти и некоторые др. цитаты и ссылки по "Православно-догматическому богословию", том II, с. 67-70.)
В основание своего уничижения Девы Марии протестанты берут, по научению духов заблуждения, несколько мест Писания.
Первое - это Мф. 1:25, где сказано, что Иосиф "не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца...". Отсюда делается вывод, что Иосиф не знал Деву Марию только до времени, пока Она не родила. Но это не так. Греческая конструкция данного предложения позволяет перевести его так: "И он не знал Ее. И родила Она Сына...", т.е., здесь описаны просто 2 факта. Христос в Мф. 28:20 говорит: "И се Я с вами во все дни до скончания века". Хотя здесь стоит частица "до", но это все же не значит, что после скончания века Христос уже не будет со своими учениками. Также в Пс. 109:1 написано: "Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих". Здесь также, хотя и сказано "сиди... доколе", но все же очевидно, что Христос будет сидеть одесную Отца и после того, как враги Его будут положены под Его ноги. Так и Мф. 1:25 не значит, что после рождения Иосиф познал Деву Марию.
Второй аргумент, который приводят протестанты, это то, что у Христа были братья (Лк. 8;20; Ин. 7.5). Но по преданию это были дети Иосифа от первого брака, ибо он был вдовец. Называются же они братьями Христу условно, т.к. были его сводными братьями. Ведь и сама Богородица называет Иосифа отцом Иисуса, что, конечно же, было условно (Лк. 2:48). Если бы это были сыновья Девы Марии, то Христос со креста не поручал бы Ее Иоанну. Мария маленькой девочкой, в 3 года, была посвящена Богу родителями и осталась жить при храме. Позже она дала обет девства и сохранила его до конца жизни. На это указывает то обстоятельство, что, когда Ангел благовестил Марии, уже обрученной Иосифу, о том, что Она родит Сына, Она в изумлении спросила: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" (Лк. 1:34). Ведь если бы Она собиралась вступать с Иосифом в обычный брак, то этот вопрос был бы неуместен. Если кто-то скажет невесте, что она родит сына, то она, хотя еще и не была с мужем, не будет удивляться тому, как это может быть, ведь она готовится к замужеству, обычным следствием чего является рождение детей. Предание говорит, что Иосиф был уже стар, когда Дева Мария была ему обручена. Это подтверждает тот факт, что во время служения Христа Иосифа уже не было в живых, т.к. он умер от старости. Пречистая Дева же потому была ему обручена, что по иудейской традиции каждая женщина должна была быть за кем-то закреплена, то ли за отцом, то ли за мужем, а отец Марии Иоаким умер вскоре после рождения Пресвятой Богородицы. Не могла та единственная во всей вселенной, с которой Бог соединился не только Духом, но и плотью (ведь Христос в утробе Своей Матери был одно с Ней), иметь с кем-то супружеские отношения; не могла святая утроба, выносившая Самого Бога Сына, носить еще кого-то.
Протестанты, начиная с монаха Лютера, женившегося на монахине, отвергли добродетель девства, и отсюда и рождаются подобные извращения.
Весьма почитая деву Марию, православные далеки при этом от Догмата католиков, которые считают, что Пресвятая Богородица была совершенно безгрешна и не причастна даже первородного греха. В таком случае Ей не нужен был бы Спаситель, и Она бы не умерла, т.к. смерть есть следствие греха. Тем не менее, Богородица вкусила смерть и Сама называла Бога Своим Спасителем (Лк. 1:47).
Таким образом, православные не уничижают Деву Марию так, как протестанты, - которые не признают Ее приснодевства, не считают и не называют Ее Богородицей, никак Ее не почитают, не воспевают в песнях, не обращаются с просьбой о ходатайстве, - и не возвышают Ее до степени Бога, как католики, сохраняя, таким образом, здравое отношение к Божией Матери и баланс между двумя крайностями.
Итак, почему мы не почитаем Деву Марию Богородицей, ведь Она истинно родила Бога-Слово? Почему лжем, что Она не пребыла Девой? Неужели мы лучше знаем это, чем Церковь первых веков? Почему не обращаемся к Ней за помощью молитвенной, ведь Церковь с первого века обращалась к Ней? Почему перестали ублажать и величать Пречистую Деву, ведь Она предсказала, что все роды христиан будут весьма чтить Ее?
Скачать книгу "Почему я не могу оставаться баптистом
и вообще протестантом" (в формате .doc)
Пресвятая Дева Мария удостоена быть Матерью Божией
Пророк Исаия о сверхъестественном рождении Иисуса Христа так предвозвещал: "Сам Господь даст вам знамение: се, Дева (ή παρθένоς) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил" (7:14). "Если бы это была не дева," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "то не было бы и знамения. Знамение должно выходить из общего порядка вещей, превосходить обычный порядок природы, быть дивным и необыкновенным, так, чтобы каждый из видящих и слышащих замечал это. Потому оно и называется знамением, что заключает в себе нечто знаменательное; а знаменательным оно не было бы, если бы не выходило из общего порядка вещей. Так и здесь: если бы шла речь о жене, рождающей по закону природы, то для чего пророк назвал бы знамением то, что бывает ежедневно? Потому и в самом начале пророчества он не сказал: се, дева (наверное здесь "се" --- лишнее?) (παρθενος), - но: ή παρθενоς, - прибавлением члена указывая нам на некоторую особенную, единственную Деву... Но почему, скажешь, он не прибавил, что рождение будет от Духа Святого..? Дева, оставаясь девою, как иначе могла бы зачать, если не от Духа Святого? Превзойти закон природы не мог никто другой, кроме Творца природы. Таким образом, сказав, что родит Дева, он выразил все. Возвестив о рождении, пророк называет и имя Рожденного; не то, которое дано Ему, но которое приличествует Ему по делам... Действительно, тогда особенно Бог был с нами, когда Он явился на Землю, обращался среди людей и показал великое о нас попечение... Он не просто вселился в человека, созданного Им, но зачался, был носим во чреве в течение девяти месяцев, переносил и рождение, и пелены... То, что Он родился от женщины, есть общее с нами; а что Он родился от Девы, это - выше нас."
- "Как бы рожденное от хотения плоти могло быть наименовано Еммануилом..? Если даруемое есть знамение," - замечает святой Василий Великий, - "то и рождение да будет необычайно... посему Еммануил родился от Святой Девы, Которая говорила: "как будет это, когда Я мужа не знаю?" - и Которой сказал ангел: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя" (Лук 1:34-35). Поелику бессеменно стала Материю Еммануила, то чиста, свята, пренепорочна, и после того, как стала Материю, пребывает Девою." Ангел Гавриил, благовествуя "Деве, обрученной мужу, именем Иосифу," сказал Ей: "Ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, наречешь Ему имя: Иисус... Мария же сказала ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лук 1:27-35). Ангел Господень явился Иосифу во сне и сказал: "не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся (γεννηίθέν от γίγνоμαι - рождаться, делаться, происходить - "зародившееся," - "зачавшееся") в Ней есть от Духа Святого" (Мт 1:20; ср. 22-23).
"Не спрашивай," - говорит святой Иоанн Златоуст, - "каким образом Дух образовал Младенца в Деве. Если при естественном действии невозможно объяснить способа зачатия, то как можно объяснить его, когда чудодействовал Дух... Безумны те, которые с любопытством исследуют и тщательно стараются постигнуть рождение неизреченное... Не думай также, что ты все узнал, когда слышишь, что Христос родился от Духа. Узнав и об этом, мы еще многого не знаем; например, как Невместимый вмещается в утробе? Как Всесодержащий носится во чреве жены? Как Дева рождает и остается девою?" - "Елисавета исполнилась Святого Духа... и сказала: и откуда это мне, что пришла Матерь Господа (еще носимого во утробе) ко мне?" (Лук 1:41-43). Следовательно, Пресвятая Дева Мария зачала от Духа Святого, носила в Своей утробе и родила не человека только, а Богочеловека, т.е. с самого момента зачатия Бог Сын внутренне и нераздельно соединился с человеческим естеством, восприняв его в Свою Ипостась, почему именуется Она Богородицею или Божией Матерью.
Приснодевство Божией Матери
"Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева, как была Девою прежде зачатия (ср. Исайи 7:14), так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девою. Ибо Иисус Христос родился от Нее, сохранив невредимо печать ее девства, а потому Она и после рождения пребывает Девою в бесконечные веки" (Прав. испов., Часть 1, ответ. на вопр. 39).
"И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, и они будут затворены" (Иез 44:2). Блаженный Феодорит, объясняя это пророчество, замечает: "снисходя к нашему немощному слуху, представляет сей образ, и в нем, как вероятно, дает нам понять Девическую утробу, которою никто не входил и не исходил, кроме Самого только Владыки."
Почитание Божией Матери
"Ибо отныне будут ублажать (μακαριоυσι) Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный" (Лук 1:48). "И отныне ублажат Меня все роды, не одна Елисавета," - объясняет блаженный Феофилакт, - "но и роды верующих. За что же ублажат? Ужели за Мою добродетель? Нет! Но за то, что Бог явил надо Мною величие. Наименовала Его Сильным, чтобы всякий верил словам Ее, принимая во внимание, что Господь силен сделать это. Имя Его назвала святым, чтобы показать, что Чистейший, зачинаясь во утробе жены, нисколько не оскверняется, но пребывает Свят." - "Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лук 1:28). "Елисавета исполнилась Святого Духа и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего" (41-42). "Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысивши голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!" (11:27).
Свидетельства древне-христианских отцов
Святого Игнатия Богоносца: "Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого... от князя века сего сокрыто было девство Марии и ее деторождение."
Святого Иустина, философа и мучен.: "мы признаем Его (Иисуса Христа) Первородным Бога, сущим прежде всех тварей, и Сыном патриархов, потому что Он воплотился от Девы из их рода и благоволил сделаться человеком."
Святого Иринея, епископа Лионского: "Бог сделался человеком... Сам Он, Слово, восстановляя в Себе Адама, справедливо получил рождение для восстановления Адама от Марии, Которая была Девою."
Святого Мефодия, епископа Патарского († 312): "какое и сколь великое почитание от нас уничиженнейших должно быть Тебе, истинной Царице, истинному одушевленному Кивоту Законодателя Бога, сделавшейся поистине вместительным небом для невместимого Бога..? С отеческими хвалебными песнями я обращаюсь к Тебе, дщерь Давидова и Матерь Господа и Бога Давидова... Итак, прими благосклонные дары, драгоценные и свойственные Тебе одной, высшая всех родов и честнейшая всех видимых и невидимых тварей... Молим Тебя, превосходнейшую всех и удостоившуюся матерних почестей и дерзновения, непрестанно памятуй, всесвятая Богородица, о нас, хвалящихся Тобою и боголепными славословиями почитающих присноживущую и неизгладимую память твою."
Святого Ефрема Сирина: "это был младенец, в Котором под простым естеством сокрыт был совершенный Бог... Он рожден безболезненно, потому что зачат не растленно. В Деве облекается плотию, но не от плоти, а от Святого Духа; потому родился от Девы... потому рожденное не нарушило печати девства, и Дева пребыла без болезней."
Опровержение возражений
Сектанты говорят:
1) откуда известно, что Дева Мария дала обет девства?
Из Священного Предания, подтверждаемого Священным Писанием. По закону Моисееву (Чис 30:7-9) обет девы, данный ею до замужества, по выходе ее замуж утверждался мужем ее, как равно им же и уничтожался. Если бы Дева Мария не давала обета девства, или если бы Иосиф отверг обет Ее, то Она не имела бы основания сказать ангелу: "как будет это, когда Я мужа не знаю?" (Лук 1:34). Этими словами Она показывает, что ее обручение не повлечет за собою никаких супружеских отношений между Нею и Иосифом. Следовательно, Иосифу был известен обет, им признан, почему Пресвятая Дева так и говорила ангелу.
2) Так говорила ангелу Дева Мария (Лук 1:34), потому что не была женою Иосифа, а только была обручена ему (стих 27).
По закону (ср. Втор 22:23-24) девица, обрученная мужу, признавалась женой последнего. Дева Мария по обряду обручения имела мужа Иосифа, а по обету девства, утвержденному им, не имела.
"Сомневающийся о сем," - замечает святой Епифаний, епископ Кипрский, - "не знает того, что по закону, как скоро наименована женою мужу, хотя бы то девица, хотя бы даже живущая в доме отеческом, то и называется женою наименованного мужем ее. Посему святой ангел говорит: не бойся принять жену твою (Мт 1:20). И пусть никто не думает, что в евангелиях какая либо ошибка."
3) Если Мария дала обет девства, то зачем ее обручили Иосифу?
Иосифу обручена была Пречистая Дева Мария с тою целью, чтобы была сохранена и избавлена от худого подозрения. В глазах иудеев Она была женою Иосифа, хотя пребыла девою.
4) Если Мария была Приснодева, то почему Иисуса называли сыном Иосифа? (Ин. 6:42 и др.).
Так называли Иисуса Христа Иудеи, не ведавшие тайны воплощения Сына Божия. Евангелисты в своих родословиях (Мт 1:1-17; Лук 3:23-38) свидетельствуют, что Иосиф не был отцом Иисуса Христа. Евангелист Матфей о рождении Иисуса выражается иначе, чем о рождении Его предков по плоти. Так он пишет: "Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос" (стих 16), а не написал: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, Иосиф же родил Иисуса. Евангелист Лука пишет: "Иисус был, как думали, сын Иосифов" (стих 23). "Не Иисус ли это, сын Иосифов?" (Ин. 6:42). Из этих слов," - говорит святой Иоанн Златоуст, - "видно, что они (иудеи) не знали даже об Его чудном и необычайном рождении, отчего и называют Его сыном Иосифа. И Христос не упрекает их и не говорит: Я не сын Иосифа, - не потому, что Он был сыном Иосифа, но потому, что они еще не могли услышать о том чудном рождении."
5) Евангелисты упоминают о братьях и сестрах Иисуса (Мт 13:55; Мр 3:32; 6:3), следовательно, Мария не была Приснодева.
Нужно обращать внимание, во-первых, на то, что евангелисты, именуя братьев Иисуса Христа, нигде не называют Деву Марию матерью их, а всегда Она именуется Материю только Его (ср. Мт 1:18; 13:55; Лук 8:19; Ин. 2:1, 2:5 и др.), следоват., "братья Иисуса" не были детьми Марии, а были ближайшими родственниками Его, детьми Иосифа обручника от первой его жены. Во-вторых, поведение "братьев Иисуса," именно тот род опеки, который они хотели иметь над Ним в начале Его служения (Мр 3:21) и пред окончанием (Ин. 7:2-5), показывает, что они были старшими братьями Господа, между тем, по свидетельству евангелист., старшим ("первенцем") из детей Марии, наконец, невозможно допустить, чтобы Дева Мария, удостоившись чудесно быть Матерью Господа, нарушила обет девства. Невозможно, чтобы и Иосиф "муж праведный" (Мт 1:19), знавший сверхъестественное зачатие и рождение Бога Сына, перестал быть хранителем ее девства. "Братья и сестры Христовы были дети Иосифа," - говорит блаженый Феофилакт, - "которые родились ему от жены брата его Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей: четыре сына и две дочери: Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию."
6) За девственным рождением Иисуса было брачное сожитие Иосифа (Мт 1:25) с Мариею.
"Здесь евангелист," - замечает святой Иоанн Златоуст, - "употребил слово: "как, наконец;" но ты не подозревай из того, будто Иосиф после познал Ее. Евангелист дает этим только знать, что Дева прежде рождения была совершенно неприкосновенною. Почему же, скажут, употребил он слово - "пока?" Потому, что в Писании часто так делается. Это слово не означает определенного времени. Так и о ковчеге сказано: "выпустил ворона, который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды" (Быт. 8:7), хотя он и после не возвратился. Также о Боге Писание говорит: "Господи! Ты нам прибежище в род и род" (Пс 89:2), но тем не полагает пределов... Так и здесь евангелист употребил слова "как, наконец," удостоверяя то, что было до рождения. Что было после рождения, о том предоставляет судить тебе самому... т.е. что такой праведник, каков Иосиф, не захотел познать Деву после того, как Она столь чудно соделалась Материю и удостоилась родить неслыханным образом и произвести необыкновенный плод."
Наименование Иисуса Христа "первенцем" Марии не означает, что после Него были другие дети, а только показывает, что прежде Его не было детей у Его Пречистой Матери, что Он был первый родившийся (ср. Исх. 13:2; 34:19). "Есть такие," - пишет святой Ефрем Сирин, - "кои осмеливаются говорить, что Мария после рождества Спасителя стала женою Иосифа. Но каким образом могло быть, чтобы Та, Которая была жилищем и обителью Духа и Которую осенила божественная сила, сделалась потом супругой смертного человека и рождала в болезнях по подобию первого проклятия..? Как в чистоте зачала, так в святости и пребыла. Если сыновья Аарона были умерщвлены за то, что внесли в святилище огонь нечистый (Лев. 10:1-2), то сколь великим наказаниям была бы подвергнута сия..? Если же на основании того, что некоторые ученики именуются "братьями Господа," думают, что они были детьми Марии, то пусть знают, что и Сам Христос называем был сыном Иосифа и притом не только иудеями, но и Самой Марией, Материю Своей (Лук 2:48). Что ангел повелел Иосифу принять "Марию жену" (Мт 1:20), то это было сделано для того, чтобы удалить подозрение людей, которые могли клеветать на Нее, преимущественно же для того, чтобы Иосиф охранял Ее, дабы Она не была убита... по причине зачатия... Итак, Дева родила первенца, и девство ее пребыло непорочно и ненарушимо."
- "Со всех сторон изобличает их (говорящих о брачном сожитии Иосифа)," - учит святой Епифаний, епископ Кипрский, - "следующее: первое, что старец, бывший свыше восьмидесяти лет, взял Деву не для того, чтобы пользоваться Ею, но, напротив, Она вверена ему была для охранения ее девства; второе, что они и сами оба были во всем праведны. И услышавший, что зачавшееся в Ней есть от Духа Святого, после такого устроения Божия, уже не дерзнул бы покуситься на то, чтобы пользоваться сосудом, удостоившимся вместить Того, Которого небо и земля не вмещают по преизбытку славы Его. Ибо если и ныне девы во имя Его стараются о том, чтобы пребыть в совершенстве, чистоте и воздержании, то не тем ли более были набожны Иосиф и Сама Мария? (Лук 2:19, 51). Да и возможно ли опять, чтобы после такого великого устроения Божия старец сожительствовал с Девою чистою и удостоенною чести, с сосудом, вместившим Невместимого и принявшим такое таинство знамения небесного и спасения человеческого."
7) Если бы Господь почитал Свою Матерь, то не сказал бы: "что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой" (Ин. 2:4).
В приведенных словах напрасно сектанты хотят видеть как бы неудовольствие Иисуса Своей Матерью или отказ в ее просьбе, тогда как Сама Она усмотрела в них готовность Его оказать по ее ходатайству помощь нуждающимся (стих 5); ими Господь указывал, что для совершения чуда не пришло еще предопределенное время. "Не пришел час Мой, т.е. когда пожелают пить," - замечает святой Ефрем Сирин, - "и окажется, что вина недостает, тогда и произойдет чудесное знамение." Да разве Господь, давший заповедь о почитании отца и матери и подтвердивший ее (Исх. 20. 12; Мт 19:19), мог не почитать Свою Матерь, Которая, по словам даже сектантов хранила и соблюдала слово Его? (Лук 2:51; ср. 11:28; 1 Тим 5:8). На браке в Кане Галилейской Божия Матерь явилась заступницею и ходатайницею пред Своим Сыном за людей, за которых и ныне возносит Свои молитвы, ибо любовь ее к роду человеческому "никогда не перестает" (1 Кор 13:8).
8) Господь отверг Свою Матерь (Мт 12:46-50; ср. Лук 11:27-28).
"Кто Матерь Моя, и кто братья Мои? Это говорит Он," - объясняет святой Иоанн Златоуст, - "не потому, что стыдится Матери Своей или отвергал родившую Его; но желая этим показать, что от того нет Ей никакой пользы, если Она не исполнит всего должного... Если бы Он захотел отречься от Матери Своей, то отрекся бы от Нее тогда, когда поносили Его иудеи (Мр 6:3). Напротив, Он так заботится о Ней, что и на самом кресте препоручает ее возлюбленнейшему ученику и проявляет о Ней великую заботливость... Христос хотел (указанными словами) привести к правильному о Себе понятию и убедить, что Он Сын не только Матери Своей, но и Господь... Он не сказал напомнившему о Матери: пойди, скажи Матери, что она не мать Мне; но возражает ему: кто Матерь Моя? (Как Бога). Говоря это, Он имел в виду еще нечто другое. Что же именно? То, что ни они (братья), и никто другой не должны полагаться на родство и оставлять добродетель. В самом деле, если для Матери Его не будет никакой пользы в том, что она мать, раз она не будет добродетельна, то родство тем менее спасет кого-нибудь другого. Есть одно только благородство - исполнение воли Божией, и это благородство лучше и превосходнее того (плотского) родства.
Итак, зная это, мы не должны гордиться ни достославными детьми, если не имеем сами добродетели их, ни благородными родителями, если не подобны им по жизни. Можно ведь и, родивши, не быть отцом, и, не родивши, быть им. Вот почему, когда одна жена сказала: "блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, Тебя питавшие" (Лук 11:27), Христос не сказал на это: не носило Меня чрево, и не сосал Я сосцов, - но ответил: истинно, блаженны исполняющие волю Отца Моего (ст. 28)! Видишь, как Он и прежде, и здесь не отвергает естественного родства, но присовокупляет к нему родство по добродетели. Христос не сказал: у Меня нет матери, - но сказал: если Мать Моя хочет быть блаженною, пусть творит волю Отца Моего. Таковой для Меня и брат, и сестра, и мать. Какая честь! Как велика добродетель! На какую высоту возводит она идущего путем ее! Сколько жен ублажали Эту Святую Деву и чрево Ее и желали быть такими матерями и все отдать за такую честь!" Церковь православная величает Божию Матерь за высокие ее добродетели, как "честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим", и верит в ее великое молитвенное предстательство, удостоверяемое многочисленными чудесами, являемыми через св. иконы в честь Ее.
9) Зачем в молитве к Богородице говорят: "спаси нас," когда Спаситель один?
Это выражение взято из Священного Писания (ср. Рим 11:14; 1 Кор 7:16; 9:22; 1 Тим 4:16) и означает: Своими молитвами помоги нам, чтобы Господь спас нас.
10) "Не имамы иные помощи."
Приведенными словами Церковь указывает, что в молитвенном предстательстве пред Богом Пресвятая Дева преимуществует пред всеми святыми.
11) "Ублажать (Лук 1:48) значит считать блаженным, или счастливым... но не значит, что Ей должно, подобно божеству, воспевать славословия или обращаться к Ней за ходатайством."
"Ублажать" (μακαριоυσι), как выше было объяснено, не значит только считать блаженным, но и прославлять, т.е. славословить. Церковь Христова, прославляя Божию Матерь и призывая ее в молитвах, никогда не считала ее за божество, а величала и величает выше ангелов и святых человеков. "Мы не отдаем божеской чести святым Божиим, но молим их, как братий наших и другов Божиих, чтобы они испрашивали нам, братиям своим, помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом." (Правосл. испов. кафол. и апост. Церкви вост., ч. 3, отв. на вопр. 52). Разве за божество почитал Авимелех Авраама (Быт. 20:17), друзья - Иова (Иов. 42:9), Израильтяне - Самуила (1 Цар. 7:8; 12:19), иудеи - Иеремию (Иер 42:2), апостол Павел - христиан (Рим 15:30-31; 2 Кор 1:11; Еф 6:19; Кол 4:3 и др.), прося молитвенного ходатайства пред Богом?
Источник: сайт АнтиБаптизм.RU
- Просмотров: 9384
Отправить комментарий