На Иордань
19 января в воспоминание Крещения Господа, по уже сложившейся многолетней традиции от Константино-Еленинского собора прошел крестный ход к подготовленной накануне крестообразной проруби на реке Ишим (Есиль).
«Хождение на Иордань» возглавил благочинный Астанайского церковно округа архимандрит Сергий (Карамышев). В торжественном крестном ходе приняло участие духовенство храмов города, в числе которых – Глава АПМД иерей Григорий Куликов.
По окончании Божественной литургии под праздничный колокольный звон народ вышел из храма: в церковном дворе уже была построена колонна из молодых алтарников (по большей части участников АПМД), активных прихожан и казаков. У кого в руках крест, у кого – икона Спасителя или Богородицы, хоругви (то есть церковные знамена) и впереди всех – фонарь. Этот крестный ход как бы отправляет нас в те далекие годы, когда Христос отправился на Иордан принять крещение от Иоанна Предтечи...
Духовенство во главе архимандритом и сотнями верующих позади Крестным ходом прошли от собора в честь святых равноапостольных Царя Константина и матери его царицы Елены до крестообразной проруби – так называемой иордани. После того, как у проруби был совершен молебен и Великое освящение воды, настоятель окропил всех собравшихся святой водой. И бравое шествие из Воинов Христовых под православными знаменами-хоругвями пошло обратно крестным ходом под своды собора. Для желающих искупаться в ледяной воде была подготовлена прорубь. При возвращении обратно в храм священники окропляли святой водой встречавшихся на пути людей, машины, дома, неся всем радость обновления.
Святая вода требует особого к себе отношения. В день Крещения Господня мы имеем возможность благоговейно испить ее и освятиться, покропить затем и свои жилища, потому как Церковь в этом мире существует как сила – освящающая. Прежде всего – самого человека.
Немного о праздновании Богоявления
Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в Апостольских постановлениях. От II века сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом пред этим праздником ночном бдении.
В Навечерие и сам праздник, особым чином, который бывает только два раза в году, освящается вода. Первое Великое водоосвящение бывает накануне праздника в Храме, а другое — в самый праздник под открытым небом на реках, прудах, колодцах.
Первое, в древности, совершалось для Крещения оглашенных и уже, впоследствии, обращено в воспоминание крещения Господня; второе же, от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать Крещение Спасителя.
Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование крестного хода на Иордань. По окончании божественной литургии, верующие идут крестным ходом на реку, где заблаговременно приготавливается прорубь и огороженное место для раздевания.
А около проруби уже ждут люди, когда можно набрать освящённой воды, да искупаться, находятся и такие смельчаки.
Жаль только, что многие люди, приходящие в течение дня за святой водой в храм, не участвуют в крестном ходе. Ведь на Руси, например, всегда любили крестные ходы. Народная вера в их благодатную действенность была безграничной. Что такое крестный ход? Это открытое исповедание веры. Это покаяние и стремление молитвенными трудами привлечь к себе благодать Божию. Крестные ходы оказывают огромное организующее и воспитательное воздействие, возрождающее духовное самосознание русского народа. Это понимали даже безбожные власти, заменяя их демонстрациями.
Подготовлено по материалам православных интернет-ресурсов
Текст: Виктор Дрожников
фото: Михаил Петелин
- Просмотров: 6567
Отправить комментарий