Лакомство от Вонга Кар-Вая – невыносимо лирично… фильм-аромат, картина-атмосфера. Это – джаз

Лакомство от Вонга Кар-Вая – невыносимо лирично… фильм-аромат, картина-атмосфера. Это – джаз

19 февраля 2016г. в программе "КИНОклуба P.S." фильм «Мои черничные ночи», реж. Вонг Кар-Вай (2007; Гонконг, Китай, Франция). В фильме нет секса, насилия, экшна, компьютерной графики — значит, большой кассы не было. И не надо. Но любителям кино — смотреть обязательно. Поскольку это одна из немногих картин, которая обогащает зрительскую душу и интеллект и дает простор воображению.

Part I. The story

Tommy2415

Это первый англоязычный фильм режиссёра Вонга Кар-Вая, при этом удивительным образом похожий на все его предыдущие гонконгские работы. Но Кар-Вай не сделал клишированно-штампованного голливудского кино. За тысячи километров от своей родины режиссёр остался верен неповторимому стилю, за который его так любят ценители авторского кино. «Мои черничные ночи» выглядят необычно и захватывающе, ведь Кар-Вай всегда умел снимать.

С первых кадров фильм выделяется необычными операторскими приёмами, крупными планами черничных пирогов и засвеченными в неоне ночами Нью-Йорка. Неон — отдельная песня: гонконгский режиссёр так любит его, что вряд ли когда-нибудь сможет обойтись без использования этого атрибута, ставшего одной из его визитных карточек. Не верьте, что ночи чёрные: здесь они блестят и переливаются всеми цветами радуги. Возможно это ненастоящая Америка: сказочная родина увешанных яркими вывесками одиноких кафешек и огромных мускулистых хромированных авто, прямиком из шестидесятых, но — зато какая красивая!

В этом фильме Кристофера Дойла, постоянного оператора Вонга Кар Вая, заменил его не менее именитый коллега — Дариус Хонджи. Тут не обошлось без копирования работ предшественника: те же пролеты камеры и съёмки ночных поездов, хотя сделано это профессионально, качественно, да и придраться, честно говоря, не к чему. Операторская работа — первое преимущество «Моих черничных ночей».

На фоне лёгкого самоповторения Вонга, саундтрек — будто струя свежего воздуха: второе преимущество этой мелодрамы над сотнями других в качественно подобранной киномузыке... Будто бы судьбой уготовано композитору и блюзмену Раю Кудеру, имеющему богатейший опыт работы в киномузыке, писать для всяческих роад-муви: мелодии родившиеся из смешения стилей и культур идеальны для дорожной истории, подразумевающей интересные встречи и путь, как основу сюжета.

В фильме зрители чувствуют музыку и впитывают ее так, как не впитали бы при других обстоятельствах. Киномузыка — это верх, квинтэссенция попкультуры. Понимание работ Рая Кудера происходит как по мере просмотра, так и после, что может стать дальнейшим развитием картины. Саундтрек к «Моим черничным ночам» наименее эклектичный в фильмографии композитора, да и вряд ли его смело можно назвать полностью блюзовым, хотя от этого он ничуть не проигрывает. Радует использование в ленте песни «Looking Back» — очень старого эталона RnB в исполнении неповторимой темнокожей певицы Рут Браун, отличилась и нежная заглавная мелодия, сочинённая самой Норой Джонс, написавшей песню «The Story» уже после съёмок фильма, как собственное видение истории.

Медленная, смакующая черничный пирог с мороженым, будто сладкое лекарство для разбитого сердца, артхаус-мелодрама Вонга Кар Вая обладает прекрасной атмосферой, оставляющей за собой шлейф светлой меланхолии по уюту одиночества, несомненно придётся по душе романтично настроенным зрителям.

"Люди приходят и уходят, оставляют ключи чтобы никогда их не забирать, слова звучат и растворяются во времени, но есть та, которая вернётся, та, для которой всегда открыты двери, даже если дорога через улицу будет слишком длинной…"  (с) цитата из фильма

Part II. Особое "любовное настроение"

Kabal

Вонг Кар-Вай, изменив родному Гонконгу, 90-ым, своим азиатским любимчикам и все этой восточной многозначности, не изменил самому себе. Он — все такой же одинокий, свободный, рассеянный поэт, рассказывающий с идеальной кинематографической зримостью простые, как жизнь, истории. И то, что фильм выполнен в жанровом формате дорожного приключения, делает любовный карваевский очерк еще более живым.

Главная героиня, измученная любовью девушка, путешествуя по штатам, пытается найти умиротворение в работе, но по сути становится непосредственным свидетелем крушения несколько судеб: сначала femme fatale доводит своего бывшего мужа-копа «до ручки», затем — везучая покерша фактически убивает отца своей чрезмерной подозрительностью. Первую играет Рашель Вайс и снимают ее здесь так, как это не делал даже ее муж, Дэррен Аронофски, а вторую — Натали Портман, которая тут словно нимфетка, причем какого-то сугубо тарантиновского толка.

«Люди бегут от любви, потому что боятся быть отвергнутыми», — находит в себе силы признать главная героиня Элизабет. После чего — она все же вернется на место, где не так давно пыталась избавиться от любви, и встретит все того улыбчивого бармена, который однажды предложил ей кусок большого черничного пирога, навевающего особое настроение. Затем — сон за барной стойкой, кусочки черники на губах, дыхание, мгновение, поцелуй. Ну а где-то за окном, скорее всего, уже тронулись ночные электрически, уносясь в городские дали. Как ни парадоксально, Кар Вай свободно дышит даже в мэйнстриме.


Фильм прекрасен! Нужно только соответствующим образом настроиться.
Очень надеемся, что у вас это получится.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО…

  • ·         В жизни Вонг Кар-Вай не любит черничный пирог, считает его слишком сладким.
  • ·         Когда заканчивался пост-продакшн фильма, Нора Джонс сочинила песню и прислала ее Кар-Ваю со словами: «Я написала песню, и это мое видение этой истории». И он включил ее в фильм.
  • ·         На двери кафе Джереми висит табличка с надписью «КЛЮЧ» на русском языке. Это название заведения.
  • ·         Между прочим, создатели снабдили картину крайне приятным для слуха саундтреком, в котором джаз, в том числе и в исполнении Норы Джонс, переплетается с причудливыми мелодиями на губной гармошке и композицией от обладателя «Оскара» Густаво Сантаоллальи. Отчасти становится понятно, почему картина такая неспешная и спокойная: это же самый настоящий кинематографический джаз; и действие развивается так же неспешно, как льется из динамиков надтреснутая мелодия.

Подтоговил: ВокинжорД 
использованы фрагменты рецензий
от пользователей портала КиноПоиск.RU

Рейтинг: 5 (1 голос )



Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ