КИНОфорум - фильм "Прощеное воскресенье" (2001)

КИНОфорум - фильм "Прощеное воскресенье" (2001)

Накануне Прощеного воскресенья, т.е. в субботу - 17 марта, на КИНОфоруме состоялся просмотр фильма – «Прощеное воскресенье» [2001]. Режиссер: Сергей Роженцев. Фильм снят в жанре документального кино, драмы. Примечательно, что при создании картины, как свидетельствуют титры, участвовал священнослужитель - монах Киприан (Ященко).

Фильм Сергея Роженцева «Прощеное воскресенье» - второй фильм молодого кинорежиссера (как актера зритель знает его по фильмам "Щенок", "Тройной прыжок пантеры" и др.) Дебютный фильм этого выпуска "Молитва" (1998) был показан на фестивале "Любить кино".

В основе картины -- реальная история Тамары Павловны Кронкоянц. "Нашей героине 72 года, -- рассказал режиссер. -- После десяти лет инвалидности (она с трудом передвигалась) больная пришла на Введенское немецкое кладбище, где прожила 12 лет в обычном железном вагончике, который превратился в ее келью. Уверовав в Бога, она полностью излечилась. Более того, на милостыню она восстановила часовню, построенную в начале века русским миллионером немецкого происхождения, а также фреску "Христос-сеятель" работы Петрова-Водкина. Сегодня это действующая православная часовня, освященная патриархом Алексием II. В фильме использованы фотоматериалы, удостоверяющие этот факт. На пожертвования Тамара Павловна построила еще одну часовню. Нищая, больная женщина стала хранительницей православных святынь". Картина касается важной христианской заповеди: "Прости всех и прощеным будешь".

В ленту "Прощеное воскресенье" вошли кадры, где актер Евгений Дворжецкий незадолго до смерти рассказывает о своей семье, рассуждает о вечном - о жизни и смерти. Поскольку картина снималась в течение двух лет, в нее попали документальные кадры проводов в последний путь Евгения Дворжецкого, кинооператора Георгия Рерберга, Раисы Горбачевой, Святослава Рихтера, Альфреда Шнитке, Анатолия Собчака, Артема Боровика, а также съемки похорон солдат, офицеров и омоновцев, погибших на чеченской войне.

Фильм заявлен на участе в конкурсе кинофестиваля "Святая Анна".

Рецензия на фильм: Существует трогательная традиция - в последнее воскресенье перед Великим постом христиане просят друг у друга прощения. Этот день называется Прощенным воскресеньем.

Но, для того, чтобы научиться искренне прощать обидчиков, искренне просить прощения у тех, кого мы обидели, важно иметь пред глазами примеры людей, кто умеет это делать. Об этом и снят фильм "Прощенное воскресенье". Конечно, неблагодарное это дело - переводить язык образов на язык понятий. А фильм сделан на высоком художественном уровне, то есть не грешит прямой и скучной назидательностью, а обращается к уму и сердцу человеческому через яркие образы.

Начну с благодарности создателям фильма за то, что они дали пережить давно забытое чувство, - мы все едины. Мы - русские люди - хотим этого или не хотим, живем по формуле Достоевского: "Каждый за все перед всеми виноват". Когда в "Прощенном воскресенье" перед нами проходят вереницы нищих, несчастных людей, документальные кадры похорон российских солдат, офицеров и омоновцев, погибших в Чечне, а также проводы в последний путь известных российских деятелей, когда вместе с одним из героев фильма мы проходим по рядам могилок, где похоронены погибшие от бандитских пуль мальчики, солдаты всех войн ХХ столетия, когда смотрим на могильные фотографии и памятники малым детям - сердце охватывает страшная боль за всех нас, за весь русский народ. И фильм обретает значение реквиема по всем погибшим в последнее время. А в нас, оставшихся, вызывает чувство острого покаяния, которое можно обозначить простыми словами: "Как же мы все живем! Как стыдно и страшно!"

О чем этот фильм? У него есть сюжет и можно его пересказать. Но в том то и дело, что авторам удалось создать почти не обретаемый ныне в произведениях искусства синтез - они соединили конкретный сюжет, рассказ о личной судьбе человека и размышления о русской жизни вообще и даже больше - о жизни и смерти вообще. Удалось это, вероятно, потому что героиня фильма, рассказ о судьбе которой и является сюжетной основой фильма, - человек необыкновенной. И, если бы нам, православным не запрещено было при жизни земной ублажать человека, то я бы назвала ее святой, блаженной, юродивой. Зовут ее - Тамара Павловна Кронкянс.

Она из тех, о ком поется в песне Сергея Трофимова (его песни идут постоянным звуковым рядом в картине) - из тех, "кого Россия не балует, но мы ее последние солдаты". Она - как мы узнаем из фильма - ублажаемая и почитаемая очень многими москвичами - обыкновенная нищенка, бомж. Женщина, 12 лет прожившая на кладбище и просившая подаяние.

Сценарист и режиссер Сергей Роженцов хотел снять фильм о старце Захарии, похороненном на Немецком Введенском кладбище в Москве. Он намеревался сделать обычный историко-биографический фильм (каких немало сейчас), а попал, что называется, в историю: и то, что для него было, может быть, только работой, стало жизнью. Или, даже перевернуло всю жизнь. Он встретил на кладбище Тамару Павловну. Эта безвестная нищенка восстановила заброшенную и опоганенную часовню с дивным образом Спасителя работы Петрова-Водкина, поставила гранитный крест, привела в порядок немало заброшенных могил. На какие средства? На людские подаяния, на все, что она в течение жизни скопила на смерть, на свою пенсию. И все это при помощи добрых людей, которые присоединились к ее трудам.

"Посмотри, деточка, это Господь сеятель. Он сеет любовь, что у нас не хватает, Он сеет хлеб. А хлеб - это любовь, что у нас не хватает"... "Без добрых дел, молитва мертва, деточка"... "Когда очистишься от грехов, тогда и жить хочется". - Эти слова, сказанные Тамарой Павловной, проникают в душу, потому что за ними стоит жизнь. И хочется тоже начать жить, а не играть в жизнь. Ну, хотя бы попробовать… Недаром же, когда Тамара Павловна пропала с кладбища - ее домик (сараюшку, в которой она обитала прямо среди могил) снесли и ее саму изгнали - режиссер фильма обрился наголо и встал в один ряд с нищими перед кладбищем, чтобы испытать, что это такое - стоять с протянутой рукой. Когда Тамару Павловну изгнали с кладбища, люди почувствовали, как им ее не хватает - об этом говорят многие "прохожие". Оказывается, она была тем человеком, который умел слушать другого человека (какое редкое качество в наше время!) - и не просто выслушивать, а сочувствовать.

Какой утешительный получился фильма несмотря ни на что! Да, много в нем боли. И все равно свет, который идет от главной героини - Тамары Павловны - перекрывает все!..

Почему же фильм назван "Прощеное воскресенье"? В конце его, в день Прощеного воскресенья, Тамара Павловна просит прощения у всех, кто ее обидел и, прежде всего, у церковного старосты ("Прости меня, Петенька. Будем друзьями, как раньше"). Но дело не только в этом молитвенном подвиге Тамары Павловны ("Ах, как трудно было" - признается она), но и в том, что и в нас, зрителях, непостижимым образом пробуждается человечность и понимаешь, что нужно прощать и просить прощения - на этом стоит мир."

С момента создания документального фильма «Прощеное воскресенье» прошло больше десяти лет. За все это время фильм ни разу не был в телеэфире, но многие люди успели увидеть его и полюбить. Именно «Прощеное воскресенье» часто ищут покупатели в церковных лавках.

Использована рецензия неизвестного автора
по материалам православного интернета

Рейтинг: 5 (2 голоса)



Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ