Как рок влияет на спасение?
Как-то один музыкант сказал: «Почему это рок постоянно против, почему он все время чем-то недоволен? Давайте рок будет «За!».
Рок, по понятным причинам, вызывает много споров, мнений, стереотипов. Это то, что стало неотъемлемой частью современной культуры. Часто в качестве антикультуры.
Сама культура была причиной возникновения культуры рока.
Для кого-то он стал жизнью, религией, для других просто музыкой, увлечением.
Он никогда не претендовал на звание высокого искусства, хотя часто бывает профессиональным.
Я не прошу Церковь канонизировать рок-н-ролл. Не собираюсь оправдывать все его поступки. Не буду говорить о плохих, - о них вы и сами знаете. Не буду говорить и о хороших. Я просто хочу поразмышлять о его существовании. Кто бы не был против рока – ему придётся смириться с тем, что он есть. И из его истории видно, что он не будет спрашивать право на своё существование. В чём же причины его появления?
В том, что когда-то некая культура начала себя изживать, она была полна плесени и наигранности, религия полная пуританами, перестала быть религией, Христа представляли «злым дядькой», Который покарает любого за «неправильные движения». Вот в таких условиях и родился рок.
Возможно, современный рок когда-нибудь станет историей. И сейчас Битлз и Ричи Блэкмор всё больше вспоминаются лишь в интеллигентных кругах, у современной молодёжи вкусы переключились на новомодные «индии», «брит поп», «метал кор». Многие музыканты становятся более попсовыми и вживаются в попсовую культуру. Но кто-то остаётся с рок-н-роллом, или рождает свой. И если рок умрёт как форма искусства, то останется как форма протеста. Как форма говорения правды.
Так что же в нём такого? Ведь по нотному составу он ничем не отличается от других форм музыки. Разве что немного громче. Хотя отдельный инструмент рок-н-ролла потише, чем ветхозаветный кимвал громогласный.
Конечно, некоторые религиозные люди ищут в его ритме бесовщину, которая якобы состоит в некоем родстве с африканскими ритмами. Правда, забывают о том, что в Африке в Православной Церкви богослужения проходят под ритм барабанов. Да, страдающие аритмией сердца люди должны быть воистину святыми, так как у здоровых людей сердце бьётся ритмично, как музыкальные «две четверти»
Зато вальс стал достоянием высокого искусства. Сейчас никто не усомнится в его «прекрасности» и нравственной высоте. Но пару веков назад его тоже не «переваривали». Его «три четверти» считались бесовскими, как сейчас «дисторшн-звучание» в хеви-метале.
Так же и многие другие формы музыки, родившиеся в разные эпохи, вызывали недоумение в рядах особо ревностных к устоявшейся культуре граждан. Даже современные семь нот в давние времена в Европе были с трудом приняты, раньше в основном использовались шесть. О полутонах я вообще молчу! Классические произведения всегда были революцией, авторы её часто были людьми не повышенной нравственности, а скорее наоборот. Сейчас классическую музыку чуть ли не обожествляют, её авторов позиционируют в музыкальной среде как людей высокой морали. Классическая музыка наряду с афроамериканским блюзом стала основой для современной музыки, в том числе и для рока.
И тут вопрос ко мне: «Да, вы много знаете о музыке, но причём тут Церковь?»
А притом, что «народонаселение» рок-н-ролла и иных субкультур на вполне серьёзных основаниях является объектом миссионерства. Конечно, я могу много услышать о грязных панках, околосуицидальных эмо, рэпперах-бандитах. О том, что это отбросы общества, такие в Церкви не нужны... Нет, стоп, куда вас несёт? Неужели это христианская точка зрения? Я вот слышал о том, что сатанистов нужно вообще перестрелять… Что бы сделал Иисус? Как Он поступил с блудницей, помните?.. Нет, не подумайте, что я хочу оправдывать разгулы рок-звёзд. А также поп, рэп, соул, а с ними ещё и творцов эпохи ренессанса. Грех – он и в наши дни грех.
Рок – это не идеология. Сам по себе он безыдеологичен. Он протестует, но не всегда ради самого протеста. Любая идеология может его использовать в своих целях. Особенно «метал». «Метал» вообще уникален – единственная субкультура, основанная исключительно на музыке, а не на сатанизме.
Рок – это всего лишь средство, как оружие. Достаточно сильное. Средство достучаться к мозгам и сердцам людей. И если его не используем мы, то им пользуется сатана. Мне понятны чьи-либо аргументы, что нельзя пользоваться изобретением сатаны. Но кто сказал, что рок сочинил сатана? Пара сектантов из США? политики, которым рок стал костью в горле? некие «имперцы» Москвы из ИПЦ? пара рокеров наркоманов?.. Тогда можно начинать упразднять все формы музыки, которые имеют в своем активе любые комбинации из семи нот и все виды ритма. Так как в роке всё это есть, и он не ограничен «хеви-металом» и Джоном Ленноном, как некоторые имеют честь думать.
Я не буду вдаваться в подробности сомнительных исследований сектантов о том, как звук рок-н-ролла убивает растения и отупляет людей (по крайней мере, у меня дома мамины цветы не завяли за все эти годы, и нет тупых друзей среди рокеров). Во всяком случае, «злые» ультразвуки от автомобилей и стиральных машинок куда вреднее тритонов моей гитары.
А как же деструктивное влияние рок-музыки? А назовите мне тот вид музыки, который структурирует общество? - Строевой марш? Скорее он призывает к войне или промывает мозги... Классика? - Позови дядю Васю слесаря на концерт камерной музыки, он там уснёт; подводник или ветеран Афгана в ответ потребует мужскую музыку вместо попсы; пацан со двора попросит «сбацать» Цоя.
А ещё, говорят, рок призывает к войне и насилию. Вот только слушатели блатного псевдо-«шансона», «гангста-рэпа» и «попсы» в день убивают больше людей, чем блэк-металисты из Норвегии за всю свою историю. Из «сидящих» мне известен только Варг Викернес. А на рок-концертах драки происходят редко, и исключительно потому, что туда наведываются гопники, чтобы трясти мелочь с молодых рокеров.
Зато я могу долго приводить в пример слова песен таких групп, как Алиса, ДДТ, Артерия, Эпидемия, Кипелов, Чёрный Кофе, Чёрный Обелиск, Мастер, Легион. Факты биографий Кинчева, Шевчука, Кипелова, Варшавского... Нет, они конечно далеко не святые, даже Кинчев не торопится называть свои песни православным роком, зато он сам стремится к Богу. Но жизнь и песни матёрого рокера-христианина даёт пищу для размышления его молодым и не очень слушателям, многих приводит в храм, в отличие от слушателей Кобзона, например…
Советский рок вообще изначально шёл бок о бок с христианством. Одно и тоже давление коммунизма влияло на умы рокеров и православных.
Мне интересно, почему мы не можем использовать столь сильное оружие, но могут люди неверующие? Я не призываю вводить рок-музыку в богослужебную практику или обвешивать священников гитарами. Но ведь есть молодёжь, которая может услышать призыв Евангелия через язык рок-н-ролла, как говорили апостолы на языках иных народов, как царь Давид писал псалмы под аккомпанемент филистимского инструмента. Как Павел был доступен язычникам, разбойникам не делами языческими, но через их культуру, пренебрегая даже обрезанием (чего сначала даже многие апостолы не поняли). Как Отцы Церкви использовали философию Сократа и Платона для толкования Слова Божия, не занимаясь при этом синкретизмом с греческим язычеством. Так же и св. Григорий Богослов писал философу Ирону (не забывайте, философы в те времена – враги Церкви), когда тот стал христианином, чтобы он не снимал свой плащ философа(они тогда носили особый накидку-плащ философа),. Цитирую: «Пожалуйста, только не снимай свой плащ! Во-первых, в храме, чтобы наших увещевать о том, что нельзя своё благочестие в одежде полагать. Во-вторых, чтобы показать твоим коллегам и друзьям, что можно быть одновременно образованным человеком и философом, и при этом исповедовать Христа». Также можно привести множество подобных примеров миссионерства…
Почему я решил поднять тему рок-музыки? Потому, что я был в «роке», и частично остаюсь. И пока не собираюсь покидать его. Это отдельная культура, где каждый человек индивидуален так же, как и в другой культуре. Это как другое государство, только оно не имеет географических границ. Если вообще имеет какие-либо границы.
Там люди страдают такими же страстями, там есть такие же верующие люди, или ищущие истины. Есть свои плохие и хорошие, честные и лукавые. Там есть такая же жажда по Богу, но и такая же война против Него, как и в мире. Уверен, что и вы слышали глубокомысленные или просто хорошие, мелодичные песни, которые глубоко западали вам в душу, заставляя задуматься, или просто дарили радость, а их слова, может быть, даже внушали надежду. Но при этом вы и не знали, что это рок-произведение, или «хеви-метал» баллада.
Я не буду утверждать, что рок примет нас с распростёртыми объятиями. Он не столь целостный. Там кто-нибудь всегда будет против. Но обязательно найдутся те, кто заинтересуется (абсолютная аналогия с иными культурами). И такие уже есть. Я сам один из них. Я понимаю, что Господь намного важнее рока. Бог – это истина, которая не терпит компромисса. Но Он даёт возможность говорить на разных языках. В том числе на языке музыки.
В заключении, ещё немного о роке. Рок имеет свойство палки. Палкой можно ударить по голове, а можно подать её утопающему в болоте. Всё зависит от того, в чьих руках гитара.
- Просмотров: 5387
Комментарии
Отправить комментарий