«Бог — бесконечно счастливое существо!»

«Бог — бесконечно счастливое существо!»

Многим из нас, людям постсоветским, постичь сразу суть веры удается не всегда, а потому вопросов чаще всего остается больше, чем есть ответов на них. Побеседовал с любопытными читателями «Info-ЦЕС» на «Прямой линии» архимандрит Сергий (Карамышев), настоятель православных храмов Астаны.

 

— Здравствуйте, отец Сергий! Я иногда хожу в церковь и считаю себя верующим человеком. Но в повседневной жизни как-то не до Бога: работа, семья, то одно, то другое. Это нормально?

— Я бы не сказал, что это нормально. Православие — это не просто богослужение. Хорошо, что вы ходите в храм, но богослужение — своеобразный венец веры, праздник. А православие — образ жизни, образ мыслей, это особое мировосприятие, взгляд на все вопросы и быт. Увы, но для многих сегодня вера — кружок по увлечениям: час-два в неделю посвящают Богу, а в остальном живут как прежде. Поэтому нужны определенные места, которые будут создавать основы жизни человека вне пределов храма. Сейчас мы создаем духовно-культурные центры. Главный проект, который, надеемся, начнет действовать в этом году, — Духовно-культурный просветительский центр при Успенском кафедральном соборе. Сейчас мы строим здание. Для того чтобы научить в нем людей жить так, как подобает православному человеку во внебогослужебной жизни. Человек приходит домой и часто духовную жизнь не может продолжить. Ему нужно какое-то помещение, где он бы мог встретиться с людьми, которые понимают его. Тут у нас предусмотрены большой зал для проведения концертов, мероприятий, там и елки будем проводить; малый зал, где можно проводить лекции, семинары, конференции; классы для занятий воскресной школы и для молодежи, и для взрослых. Будет музей, куда мы планируем привозить различные экспонаты, выставки. Библиотека, где можно взять книги как в печатном, так и в электронном виде. Мы наконец-то сможем выполнять свою миссию главного православного духовного центра страны. Там же сможем разместить и накормить гостей. Это даст возможность проводить всевозможные мероприятия, акции. Еще предусмотрено отдельное помещение для крещения — баптистерий (не пугайтесь незнакомого слова, в переводе с греческого «баптисто» — «крещение»). Там будет два бассейна — для мужчин и женщин, в которых можно будет крестить любого старше пяти лет. Взрослых ведь в купель не окунешь… а полное погружение очень важно. Еще будет торговый зал с большим выбором духовной литературы, икон. Пока это в тех помещениях, которые мы смогли найти, их не очень много, они не очень удобны.

— С праздником! Отец Сергий, я все хочу начать ходить в церковь, но не знаю, с чего начать. Раньше были вечера вопросов и ответов. Сейчас таких нет?

— Есть, и еще много другого. В Астане есть образовательные программы почти на каждый день недели для взрослых, молодежи, детей: и богослужение, и богословие, и Евангелие. Есть воскресные школы для детей, Астанайское Православное Молодежное Движение. Правда, формат мероприятий иногда меняется. Допустим, вначале я проводил вечера вопросов и ответов. Туда приходил костяк человек в пятьдесят. Потом люди стали просить рассказать что-то новое и наши встречи переросли в формат лекций. Мы стали подниматься на новые вершины и назвали их «Беседы о духовной жизни». Очень часто есть потребность в познании именно фундаментальных вещей, без которых нельзя двигаться дальше…

— Здравствуйте! Мне кажется, что на меня наслали порчу. Вы можете мне помочь?

— Вы сами можете себе помочь. Как-то я был на одной из телепередач, посвященных приворотам, отворотам, порче и так далее. Слушал эту галиматью в течение трех часов, потом вышел и сказал, что вся эта болтовня может говорить только о том, что люди находятся «вне церковной ограды». Вас интересуют те вопросы, которых для меня, как священнослужителя, да и для любого христианина попросту нет. Вы боитесь порч, сглазов, а для христианина это ничто. Даже если целая армия клоунов в балахонах, называющих себя магами, экстрасенсами, целителями, проклянет меня, у меня волосок не упадет с головы. Потому что их сила — ничто перед Божьей силой. Двери православных храмов всегда открыты. Приходите, уверуйте, и для вас подобные глупости не будут иметь никакого значения.

— Вы готовились к концу света?

— Увы, большинство не понимают смысла конца света и не знакомы с христианским пониманием, что это такое. Смысл существования мира в том, чтобы исполнялся замысел божий о человеке. Для чего Бог сотворил мир? Я иногда задаю этот вопрос. Обычно отвечают: чтобы человек Его прославлял, Ему служил… Ничего подобного. Бог с христианской точки зрения — бесконечно счастливое существо. Бог — Троица, и внутри него идет своя собственная жизнь, совершенная. Бог всегда находится в счастливом состоянии. Единственная причина сотворения человека: Бог пожелал дать другим думающим, личностным существам то, чем обладает сам. Он захотел поделиться тем, чем живет сам, чтобы были и другие разумные существа, которые могли бы наслаждаться той радостью, которой наслаждается сам Бог. Бог не нуждается ни в дифирамбах, ни в жертвах. Все, что мы делаем «для Бога» (молимся, свечи в храме ставим, посты соблюдаем, добрые дела делаем), это нужно только нам, чтобы мы изменились и оказались ближе к Нему. Пока человек может меняться, мир будет существовать. Когда все очерствеют, наступит конец света: в людях охладеет любовь, они будут непокорны родителям, все будут предавать друг друга и смысл жизни будет только в деньгах… Мы все знаем, что есть печать зверя — «666», но немногие помнят, что это число обозначало, - столько мер золота получал царь Соломон в период своего максимального расцвета. Это символ максимального экономического богатства, которое было в период расцвета Израильского царства. Конец света настанет, когда все мысли будут о деньгах и исключений не останется…

— Каждый год Рождественский пост приходится на Новый год. Это значит не есть, не пить. Почему церковь не может сделать какие-то поблажки?

— Надо понимать цель поста. У меня был смешной случай, я служил в деревенском храме, был Великий пост. Я шел домой очень голодный, зашел в местный магазин. Смотрю на полки и думаю, что тут можно съесть, от чего я умру не так быстро. Долго смотрю на банки со всяким горошком. Продавщица, видя, как я мучаюсь, шепотом говорит: «Батюшка, возьмите колбасу, я никому не скажу». Я долго смеялся и объяснял, что у меня для кота есть дома колбаса, другие продукты для него… Я пощусь-то не для нее, не для кого-то, а для себя, чтобы мне стало легче, чтобы моя душа меньше болела, больше было радости на сердце, чтобы я чуть ближе к Богу стал и легче было молиться. Понятие, что пост мешает радости, не верно. Есть радость, а есть веселье. Веселье вроде бы предполагает последующую радость. Мы создаем атмосферу, условия, чтобы испытать чувство радости. Но иногда оно не возникает, остается только чувство веселья. Мы прекрасно знаем, что закончится праздник и наступит ощущение опустошения. А радость — это особое духовное состояние, мир в сердце, когда не мучают ни зависть, ни злоба, ни гордыня, не жжет тщеславие. Так вот, праведный пост приносит человеку радость. Христос говорит: когда постишься, умой лицо твое, причешись, приведи себя в порядок, пусть все другие думают, что ты вообще не постишься. Можно встретить Новый год без того, чтобы напиться до поросячьего визга и при этом быть вполне радостным и счастливым. Христианин может отметить гражданский Новый год, церковь этому не препятствует. 31 декабря у нас во всех храмах прошли новогодние молебны, можно было прийти и помолиться со всеми за наступающий год, в старый Новый год тоже пройдут молебны. Можно отметить эту дату, не изменив себе и не потеряв поста. Радость праздника формируется не только во внешних факторах, а пост — это помощь и поддержка. Посты нужны нам, они дают возможность испытать комфорт жизни. Как врачи говорят, занимайтесь спортом и правильно питайтесь, и комфорт вашей жизни улучшится, вы будете более жизнеспособны, будет больше сил, вы почувствуете комфорт. Вот правильная духовная жизнь дает возможность встать и приблизиться к Богу. Чем ближе мы к Нему окажемся, тем лучше нам будет.

— Батюшка, почему у протестантов, католиков во время молитвы можно посидеть, а у нас все стоять надо? Ноги устают…

— Кто ни разу не стоял на службе, не испытал, какой это труд, тот не поймет, что это такое. В православной традиции молитва — это труд, работа, которая помогает прийти к Богу.

— Добрый день! Меня в наших храмах очень раздражают бабушки, которые шипят, дескать, что это не так я сделала, а то не эдак. Я из-за них даже ходить туда перестала!

— Да, это наша проблема. С одной стороны, я их понимаю, это защитная реакция с тех времен, когда приходили в церковь и пытались обидеть, оскорбить, высмеять. Это считалось комсомольской доблестью. Если бы храм Христа Спасителя охраняли не охранники, а обычные бабули, эти «Пуси Райт» и не дошли бы туда… Но это их, бабушек, не оправдывает ни в коем случае. Люди приходят не к бабушкам, а в храм. Наш Святейший Патриарх и владыка митрополит и каждый священнослужитель об этом напоминают. Я таких прихожанок ругаю, и выговариваю, и жесточайшим образом наказываю, если замечаю за ними это. В храмах Астаны этого почти нет.

— Отец Сергий, зачем эти условности и ограничения: платок на голове, юбка?

— Это не ограничения. Храм — место для молитвы. Когда человек приходит помолиться, его ничто не должно отвлекать. Но в храм приходят и женщины, и мужчины. Женщины должны одеться таким образом, чтобы их фигура, лицо, внешний вид не отвлекали рядом стоящих мужчин от молитвы. Никто природу человеческую не отменял. Поэтому женщина должна понимать, что надо выразить уважение и к месту, и к рядом стоящему человеку. Ведь, если кто-то из друзей или родственников, не дай бог, попал в реанимацию, вас досконально оденут, чтобы бактерий не было, и это не вызывает вопросов. Храм — место, где происходит операция на вашей душе. Вы пришли для того, чтобы какую-то болезнь убрать, и это требует тоже определенной стерильности. Не зря мы идем перед причастием на исповедь, подготавливаемся, одеваем определенные одежды. 

— Можно гадать на Крещение?  

— Гадания, приметы — это не игрушечки. Это бытовой сатанизм. Потому что человек, который в это включается, начинает совершать ритуал и, соответственно, дьяволу дает ход. Как будто раздевается в мороз, а потом удивляется, что простудился: одежда, наверное, плохая… Человек открывает сам себя сатане. Очень много прихожан, искалеченных этим. Спрашивают: «Что нам делать?» - Что-то подлатаем, а что-то до конца жизни останется, эту травму придется нести с собой.

— Отец Сергий, можно ли крестить детей во младенчестве? Может, стоит подождать, пока они сами себе выберут веру?

— У православной церкви взгляд на это разумный. Если есть условия для развития человека с детства, родители занимаются, допустим, балетом или спортом, начинают привлекать туда ребенка, не ждут, пока он вырастет. Это поможет сформировать успешного человека. Так вот, и крестить детей, конечно же, можно и нужно с христианской точки зрения. Мы крестим детей по вере их родителей и других людей, которых мы называем крестными. Но чуть ли не большую часть детей, которых крестим, мы крестить не имели права. Христианская семья имеет право крестить ребенка. А у нас — крещеная семья непонятно каких воззрений. Но сегодня в храм просто так прийти окрестить нельзя, если это не экстренная ситуация. Мы ввели обязательные подготовительные курсы для крещения. Называются они «Огласительные беседы». Раньше они были рекомендательными, теперь обязательными. Как минимум родители и крестные должны иметь начальное представление о православии.

— Я иногда хожу на исповедь и чувствую себя не совсем комфортно: при всех надо о своих грехах говорить. Нельзя ли выделить отдельное помещение для этого?

— Мы сейчас как раз получили благословение на то, чтобы в Успенском соборе сделать отдельные комнаты для исповеди. Да и в Духовно-культурном центре хотим сделать подобие единого окна, когда приходишь с проблемой, тебе подсказывают, куда обратиться, организовывают встречу с наиболее квалифицированным в этом вопросе священником. Каждый священник в идеале — это нейрохирург высшей категории. Сами понимаете, что таких специалистов быстро не подготовишь. Опытных и грамотных священников очень не хватает. А мы хотим помочь как можно большему количеству нуждающихся. Поэтому будем привлекать грамотных мирян к образовательной деятельности в качестве консультантов. Некоторые называют таких специалистов православными психологами.

Дата публикации:  14.01.2013
Автор: Инна МАМОНТОВА
Фотограф: Александр ГОНЧАРЕНКО

Источник: «Info-ЦЕС»

Рейтинг: 5 (7 голосов)



Комментарии

Глупые заданы вопросы.
А какие вопросы вы бы сами тогда задали? )
Так что же Вы не глупые вопросы-то не задали?
Хорошо, что вообще задали вопросы. И вполне насущные.
Отдельные комнаты для исповеди - это здорово

Отправить комментарий

Содержимое этого поля является приватным и не будет отображаться публично.

CAPTCHA
Эта проверка необходима для предотвращения автоматических спам-сообщений.
Напишите ответ